-
Особое время переживаем мы сейчас, – мы, за короткое время
привыкшие или приученные к ругани, ниспровержению,
охаиванию, недоверию и неверию.
В тот момент, когда всех пугают хозяйственной разрухой,
распадом государства, грядущими катастрофами,
концом света и прочими несчастьями,
происходят удивительные вещи.
Наша поруганная и оскверненная земля медленно, пядь за пядью,
вновь начинает освящаться.
Раздается по городам и весям
запрещавшийся в течение полувека колокольный звон,
выходят за церковную ограду крестные ходы,
совершаются водосвятные молебны на источниках и реках,
возвращаются из «небытия» чудотворные иконы и мощи святых,
даже в Московском Кремле – бывшем сердце России и Православия,
а ныне твердыне властей предержащих – достаточно регулярно
совершаются богослужения.
Так оно и должно быть:
земля должна быть возвращена людям, люди – земле,
страна – своим гражданам.
Но как тело, из которого изошла душа, мертво,
так и народ, оставивший Церковь, еще не возродился.
1 августа День преставления преподобного Серафима Саровского.
Этот великий подвижник, ученик и собеседник Пресвятой Богородицы,
провел всю свою жизнь в самом центре России.
Родившись в Курске в 1754 году и в юном возрасте
получив в Киево-Печерской лавре благословение
на иноческие подвиги, он ушел в Саровский монастырь
тогдашней Тамбовской епархии и 55 лет
подвизался в обители и ее окрестностях,
молясь за всю землю Русскую.
Почитаемый и обругиваемый как при жизни, так и после смерти,
наступившей во время глубокой молитвы в 1833 году,
он был канонизирован через 70 лет
авторитетом страстотерпца императора Николая II.
Записанный таким образом в «царские святые»,
этот народный подвижник,
чьи иконы открыто стояли почти в каждом православном храме,
до 1980-х годов возбранялся к упоминанию даже в церковной прессе.
В 1927 году мощи его были похищены гэпэушниками
и увезены в неизвестном направлении.
Так через столетие после блаженной кончины преподобный,
как и при жизни, претерпевал от соотечественников оскорбления,
презрение и нападения.
11 января 1991 года святые мощи батюшки Серафима,
случайно обнаруженные в запасниках
бывшего петербургского Казанского собора,
святотатственно превращенного в Музей религии и атеизма,
были возвращены Русской Православной Церкви.
7 февраля они были перевезены в Москву,
и в течение полугода вся православная Русь стекалась к ним
в патриарший Богоявленский собор со своими радостями и печалями.
И никто не уходил неутешенным.
И снова, как и в начале XX века, от святых мощей
стал исходить прикровенный поток чудотворной помощи и исцелений.
С 23 по 30 июля мощи торжественно через Ногинск, Орехово-Зуево,
Владимир, Нижний Новгород и Арзамас были доставлены в Дивеево
и к 1 августа – дню прославления преподобного – с честью положены
в Троицком соборе возрожденной Дивеевской обители,
где им и надлежало покоиться, как и предрекал некогда сам преподобный Серафим Саровский.
Что значит для нашего озлобленного и разуверившегося современника
тихий и светлый старец, обращавшийся к своим собеседникам
не иначе как «радость моя» или «Ваше боголюбие»?
В наш век – век отчаяния и самоубийств,
когда человек не знает, ради чего и во имя чего он живет,
так дороги слова преподобного Серафима о цели нашей жизни.
Его рецепт предельно прост:
«Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».
И всей своей жизнью он доказал это, доказал,
что цель земного пути человека – в стяжании Духа Святого.
Для тех, кто не молится, – это пустые слова, абстракция.
Только «чистые сердцем», сказано в Евангелии, «Бога узрят» (Мф. 5: 8).
Как же нам, грешным, добиться того, чтобы встреча с Господом
все-таки состоялась?
И тут на помощь нам приходят святые,
из сонма которых смиренно взирает на нас
преподобный Серафим Саровский.
Он не перестает духовно окормлять нашу страну.
Он идет навстречу даже тем, кто и не ищет помощи,
кто и знать его не желает.
Он помогает, исцеляет, утешает, любит…
Тридцать лет отшельничества.
Три года столпничества.
Подвиг безмолвия. Затворничество. Старчество.
И он преодолел все эти ступени человеческого совершенствования,
«облекаясь во Христа», уподобляясь Ему и являя нам
высокие образцы целомудрия, бдения, поста, непрестанной молитвы,
кротости, смирения, послушания, совершенного незлобия.
Это пример, может быть, единственный в мире христианской святости.
В преподобном Серафиме, как в фокусе, собрались все подвиги,
прославившие множество русских и не только русских подвижников.
Для тысяч своих современников и для сотен тысяч их потомков
он стал духовным отцом и руководителем.
Он свел воедино все пути, которыми душа поднимается к Богу.
В нем явственно воплотилась характерная идея русской духовности: преображение всякой твари,
всего сотворенного силою добровольной жертвы любви и сострадания. Преподобный Серафим,
в XIX веке знавший о переживаемых нами ныне временах больше,
нежели знаем мы сами, являл и являет живой образ
будущего восстановления всего сотворенного.
Он жил и почил, преисполненный «пасхального духа».
Он шел путем Христа и задолго до всеобщего воскресения
из мертвых преисполнился пасхальной радости.
Путь Христов – это смертная тоска в Гефсимании,
принятие надругательств на суде,
Голгофа и кажущаяся оставленность Богом.
На этом пути оказались и Россия, и Русская Православная Церковь.
И верное направление на этом пути
указывает нам преподобный Серафим Саровский.
Желаете, чтобы воссияла Пасха?
Дерзайте!
Преображайте мировое бытие через упразднение всякой ненависти,
разделения, отвергнитесь «ветхого» – грешного – человека,
утверждайте в себе совершенную любовь к Богу,
ко всем существам, получившим жизнь от Него.
Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный».
Что же могло быть пламенного в тишайшем,
согбенном и смиренном старце? – Вера!
А если кто-либо захочет получить
доказательство или опровержение всего сказанного,
пусть сам призовет на помощь преподобного,
пусть сам приедет в Дивеево,
пусть сам приложится к святым мощам угодника Божия.
__________
Александр Парменов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4