*** (что означает выражение) Помню как в детстве, мы во дворе очень часто употребляли это слово: ЧУР и выкрикивали: "Чур меня!" или "Чур моё!" С нынешними речами молодёжи, выражения: "чур меня!", "чур моё!" и т. д. не услышать. Это как забытые слова, приравненые к чему то другому, но не к тому, что оно в действительности значит, а ещё хуже изменённые. Сколько было прекраснейших моментов, без единого бранного слова на улице. Как же всё поменялось… Зато теперь у нас есть слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, к которой старательно призывают, а я хочу призвать всех к душещипательному слову ЧУР! Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) так описывал захоронения у славян: "Обоготворенный предок чествовался под именем Чура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: «чур меня!» - т. е. «храни меня дед!». Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние... Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом «чересчур»... А также выражение "Чур меня!" обозначало - "защити меня предок!". Потому что наши предки знали, что смерть это не конец жизни... Исследователи прошлого века ввели в славянский пантеон еще одно родовое божество - Чура. А.Н. Афанасьев определял его как божество пылающего в очаге огня, охранителя родового достояния, почти домового.
Ему вторил знаменитый историк В.О. Ключевский: "Обоготворенный предок чествовался под именем Чура... Охраняя родичей от всякого лиха, Чур оберегал и их родовое достояние".
Чур - имя древнего славянского бога сохранилось в обиходе до наших дней. Чур был покровителем подземельных владений, всякого имущества, охраняя дома от нечистой силы, а потому, найдя что-то, надо сказать: «Чур, моё!», а если тебе говорят что-то неприятное, необходимо зачураться: «Чур тебе на язык!». Ну, а если испугался или что-то ужасное покажется, нужно древнего Чура помянуть, сказавши: «Чур меня, чур!» [один из ортодоксальных вариантов]
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. M., 1955.
Чур (Цур) - древний бог очага, оберегающий границы земельных владений-межей.
И ещё одно интересное толкование слова ЧУР:
Чуром назывался сосуд из глины, в котором хранился пепел сжигаемого покойника. Сам чур ставился или у дороги, или на Капище или зарывался под порогом дома. По верованиям славян таким образом призывался дух предка. А само выражение правильно звучит так: Храни меня чур, или Чур, храни меня. С приходом христианства с этим начали бороться, но вытравить смогли только слово "храни".
В русских играх "чур меня" означает, что произнесшего эти слова нельзя хватать, салить (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940)
Ключевский В.О. в своем "Курсе русской истории" указывает, что у древних славян обоготворенный предок именовался как "чур". Выражение "чур меня" означало что-то вроде храни меня дед.
Примеры из литературы и искусства
Клычков С.А.
"Князь мира" (1928 г.) - объясняется происхождение фамилии "Бачурин":
"Сначала всему удивлялся:
- Ба, дескать, ба-а, что-о случилось!
…а потом сильно чурался:
- Чур меня, чура!
Дай, дескать, бог, чтобы такое не случилось со мной!
…Отсюда и вышло вместе: бачура!
Бачурин! "
Лесков Н.С.
"Очарованный странник" - главный герой думает, встретившись со странным человеком - "Ну, а лучше, мол, попробовать... зайду посмотрю, что здесь такое: если тут настоящие люди, так я у них дорогу спрошу, как мне домой идти, а если это только обольщение глаз, а не живые люди... так что же опасного? я скажу: "Наше место свято: чур меня" - и все рассыпется."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Николина Вальд
(8 - 15 января)
Помню детство озорное, как весёлой детворой
В прятки, салочки играли голосистою толпой,
Напроказив, от соседей как олени от огня
Убегали. Только эхом меж дворами: «Чур меня!»
А когда играли в прятки мы по пыльным чердакам,
По соломенным сараям, под навесами, углам
Укрывались. А в азарте мы, закон игры храня,
Голосили во всё горло и с восторгом: «Чур меня!».
Мы не знали, что славяне проводили свой обряд,
В холода просили Чура им помочь, как говорят.
«Чур, спаси меня!» – надёжный для селений оберег,
Когда в ночь мороссы-слуги начинали свой набег.
Выли вьюги, и метели засыпали санный путь,
Вкруг сугробов наслоенья, ни проехать, ни свернуть.
А на чуровой неделе соблюдался встарь закон –
К Чуру часто обращались, чтобы бедам дал заслон.
Жгли костры, чтобы очистить все селения от дел
Лихоманок-лиходеек, всех несчастий беспредел.
И детей не выпускали в день тревожный за порог,
Для охраны под лежанки клали им чертополох.
Колья ...ЕщёЧурова неделя
Николина Вальд
(8 - 15 января)
Помню детство озорное, как весёлой детворой
В прятки, салочки играли голосистою толпой,
Напроказив, от соседей как олени от огня
Убегали. Только эхом меж дворами: «Чур меня!»
А когда играли в прятки мы по пыльным чердакам,
По соломенным сараям, под навесами, углам
Укрывались. А в азарте мы, закон игры храня,
Голосили во всё горло и с восторгом: «Чур меня!».
Мы не знали, что славяне проводили свой обряд,
В холода просили Чура им помочь, как говорят.
«Чур, спаси меня!» – надёжный для селений оберег,
Когда в ночь мороссы-слуги начинали свой набег.
Выли вьюги, и метели засыпали санный путь,
Вкруг сугробов наслоенья, ни проехать, ни свернуть.
А на чуровой неделе соблюдался встарь закон –
К Чуру часто обращались, чтобы бедам дал заслон.
Жгли костры, чтобы очистить все селения от дел
Лихоманок-лиходеек, всех несчастий беспредел.
И детей не выпускали в день тревожный за порог,
Для охраны под лежанки клали им чертополох.
Колья с капища обычно оставляли во дворе,
Старики на них солому из постелей на заре
Вытрясали, и углями разжигали там костёр,
Изгоняя лихоманок на морозный косогор.
На вещах, животных мелом каждый крестики чертил,
Призывая Чура словом, чтоб от бед их отвратил,
Чтобы Чур-защитник дальше охранял славянский род
От злодеев-лиходеев, козней Нави и невзгод.