Начинать разговор о творчестве, вернее жизнетворчестве Авдотьи Яковлевной Панаевой не просто.
На фоне множества статей о «тройственных союзах» русских демократов прошлых веков мои рассуждения покажутся не привлекательными.
Писать о любовных перипетиях легко, даже модно, а вот кто помнит творчество этой русской писательницы?
«Среди женщин из круга Белинского Панаева — единственная писательница. Беллетристика не была для нее досуговой практикой, — Панаева относилась к писательству профессионально, в том числе как к источнику заработка.
Конторские книги „Современника” свидетельствуют, что за свой труд Панаева получала гонорары наравне с другими контрибьюторами журнала.
Профессионализация была важна для нее и потому, что она подтверждала социальный статус писательницы — творческую, финансовую и человеческую самостоятельность, к которой Панаева стремилась.
Вполне автономным деятелем эпохи (а не просто гражданской женой выдающегося издателя и поэта) Панаева была и для других, более младших участниц женского движения.
Так, Л. П. Шелгунова воспринимала Панаеву как фигуру уровня французской феминистки Ж. Д’Эрикур». «Новое литературное обозрение», 2023, № 3 (№ 181).
Это была удивительная по силе характера женщина, пережившая много испытаний, была музой и гражданской женой Н.А. Некрасова более 20 лет, поэт называл их союз «труженическим».
К.И. Чуковский писал: «Герцен, Белинский, Достоевский, Некрасов - какие имена, какие люди! И Тургенев, и Гончаров, и Грановский, и Кавелин, и Лев Толстой - все у нее за столом, у Пяти Углов или потом у Аничкина моста, и, кажется, если бы в иной понедельник вдруг обрушился в ее гостиной потолок, вся русская литература погибла бы.
У нас не было бы ни "Отцов и Детей", ни "Войны и Мира", ни "Обрыва". Ее гостиная или, вернее, столовая - двадцать лет была русским Олимпом, и сколько чаю выпили у нее олимпийцы, сколько скушали великолепных обедов. ..
Те, перед кем мы теперь преклоняемся, нередко преклонялись перед нею».
Даже Александр Дюма, пребывая в России, попал под ее обаяние и искал любой удобный предлог, чтобы побывать у нее в гостях.
Авдотья Панаева могла бы стать известной актрисой или писательницей, но вошла в историю в первую очередь как главная любовь в жизни великого поэта Некрасова.
Почему же, несмотря на всеобщее обожание и большую популярность в литературной среде, Панаева считала свою судьбу несчастной?
Почему, даже став свободной, она не захотела выйти замуж за Некрасова, хотя так когда-то его горячо любила?
Она родилась в семье актеров Александринского театра, получила домашнее образование, лишь некоторое время посещала балетный класс театральной школы.
Отдать ее туда предложил друга дома, знаменитый балетмейстер Шарля Дидло.
Однажды в балетном училище ей рассказали о знаменитой француженке, о писательнице с мужским псевдонимом Жорж Санд.
Дома Авдотья немедленно примерила брюки отца и нарисовала себе усы углем. В этом виде она вышла к родителям и сказала, что собирается стать писательницей. Даже мужскую фамилию себе придумала – Станицкий.
А.Я. Панаева написала и опубликовала под псевдонимом Н. Н. Станицкий много повестей и рассказов («Неосторожное слово», «Безобразный муж», «Жена часового мастера», «Пасека», «Капризная женщина», «Необдуманный шаг», «Мелочи жизни»), а также роман «Семейство Тальниковых» (1847).
А уже в соавторстве с Некрасовым написала романы «Три страны света» и «Мёртвое озеро».
Нет комментариев