В 28 лет он потряс публику "Бурлаками на Волге", в 35 - "Запорожцами", в 40 - "Иваном Грозным, убивающим своего сына".
Публика буквально ломилась смотреть его картины, привлеченная скандальным шумом вокруг их сюжетов ("пьяный поп!", "граф Толстой - и вдруг пашет землю"), шептались о несусветных суммах, которые Репин запрашивал за самый простенький портрет, иронизировали над темнеющими на глазах красками (разбавляет, мол, по скупости керосином!).
Илья Ефимович был великим портретистом.
Ему позировала вся Эпоха - люди уникальные, которых он любил, знал, привечал и они отвечали ему тем же.
Но Репин и трагический художник.
Написал Мусоргского. Тот сразу умер.
Написал Пирогова - та же история.
Захотел написать Тютчева - тот вскоре заболел и умер.
Написал портрет Всеволода Гаршина (его Мастер также изобразил в "Не ждали" и "Иван Грозный убивает своего сына") - тот бросился в лестничный пролёт.
Нарисовал Столыпина - премьера вскоре убили.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале (сейчас Репино).
5 августа 1844 года в селе Чугуево (Харьковская губерния) родился Илья Репин.
В 1899 году, когда Илье Ефимовичу Репину было пятьдесят шесть лет, он поселился в небольшом домике в финском посёлке Куоккала. Купчая была оформлена на имя супруги художника Наталии Борисовны Нордман.
Она становилась собственницей участка и строений на нём.
Это был подарок Репина женщине, которая увлекла его своей любовью, пониманием и бескорыстием.
Репину в это время уже 55, Наталья Борисовна — на 19 лет моложе.
Репин восхищался разнообразием интересов Нордман, ее способностями. Она знала шесть языков.
За завтраком читала Репину новости в иностранных журналах — переводила прямо с листа.
Прекрасно фотографировала, увлекалась театром, училась скульптуре. Сочиняла, её повесть «Беглянка» была напечатана в журнале «Нива».
В повести Наталья Борисовна рассказывала о себе — как она, адмиральская дочка, крестница Царя Александра II, в 21 год без согласия родителей, сбежала в Америку, служила на ферме работницей, доила коров, возделывала огород, была гувернанткой и горничной...
Усадьбу Наталия Нордман назвала "Пенаты".
По верованиям древних римлян, Пенаты – боги хранители домашнего очага и семейного благополучия.
Позднее это слово стало нарицательным для обозначения родного дома. Не только сама усадьба, но и каждая дорожка, холмик, беседка в ней получили свои названия.
Например, от дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина», а зеленую лужайку, обрамлённую соснами назвали «Площадью Гомера».
В день 60-летия Репина "Пенаты" приняли первых гостей.
Приехал В.В. Стасов с племянницами. Усадьба им очень понравилась. Стасов писал:
"...День прошёл - чудесно! Мадмуазель Нордман сняла со всех нас множество фотографий (она большая мастерица), мы обедали и очень парадно, в 8-угольной стеклянной огромной клетке, которую Репин пристроил как мастерскую plein-air, вечером ходили на большие песчаные горы над морем, откуда он писал "Какой простор" - красивые места!"
Усадьба Репина и Нордман стала местом встреч и общения самых разных людей.
Здесь бывали К.И. Чуковский, Ф.И. Шаляпин, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, В.Г. Короленко и многие другие.
Гостей Репин принимал по средам.
В этот день, ровно в 3 часа дня, над домом поднимался флаг, это означало, что хозяева ждут гостей.
В прихожей на бамбуковой подставке стоял, выписанный из Парижа, медный гонг "Там-Там". Над ним плакат, написанный Наталией Нордман, гласил:
"Сами снимайте пальто, калоши... Бейте весело, крепче в Там-Там... Открывайте дверь в столовую сами..."
Самопомощь - девиз репинского дома. Стало быть, никто никому ни в чём не должен был помогать.
В столовой главной достопримечательностью был круглый стол, сделанный финским мастером Пекко Ханникайнен.
Центральная часть стола крутилась и каждый, вращая её, мог достать любую тарелку с едой, не прибегая к посторонней помощи.
В нижней части стола находились ящики, куда гости складывали использованную посуду.
Если же кто-то нарушал правила самопомощи, его подвергали шутливому наказанию.
Виновный должен был подняться на трибуну в углу столовой и произнести остроумную речь.
Часто гости провоцировали Корнея Чуковского, который был мастером разговорного жанра и экспромта.
Гостиная в доме Репина отличалась простотой своего убранства.
Иногда её называли "комнатой Венеры", здесь стоял слепок со знаменитой античной статуи.
Около неё находился рабочий столик Н.Б. Нордман, здесь она писала различные заметки, статьи и рассказы в обычные дни.
Также в гостиной стоял рояль фирмы "Беккер", который выбрал для Репина композитор А.К. Глазунов.
Почти весь второй этаж занимает мастерская Репина. Художник построил её летом 1906 года и в следующем году, отказавшись от профессорства в Академии художеств, стал постоянным жителем «Пенатов».
По словам Репина, здесь, в мастерской, он "проводил лучшие часы в своей жизни".
Именно в этом помещении И. Глыбовский сделал знаменитую фотографию художника с палитрой на поясе.
Дело в том, что из-за большой нагрузки от постоянный занятий живописью у Репина прогрессировал процесс атрофии мускулов между большим и указательным пальцами правой руки.
Художник научился писать левой рукой, которой обычно как раз и держат палитру.
Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение, крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы.
В 1914 году Наталия Нордман умирает.
Поскольку юридической хозяйкой усадьбы являлась она, то оглашается её завещание, по которому «Пенаты» становились пожизненной собственностью Репина, а потом переходили к Академии художеств при условии, что там будет открыт домик-музей.
Однако Академия принять подарок Наталии Борисовны не спешила, мотивируя тем, что не располагает средствами для содержания такого музея.
Чтобы выполнить волю покойной супруги, Репин пожертвовал в пользу Академии Художеств 30 тысяч рублей.
После смерти жены к Репину переезжают его дети.
После Октябрьской революции, по декрету о независимости Финляндии, подписанному В. И. Лениным, Куоккала отделилась от России, и Репин, никуда не уезжая, оказался эмигрантом.
В 1930 году, в возрасте 86 лет, Илья Ефимович Репин скончался.
Согласно своему желанию, художник был похоронен здесь же в "Пенатах".
Сохранилось много фотографий, на которых можно было разглядеть не только сам дом, но и интерьеры, парк, беседки и прочее. Большинство снимков сделано Наталией Нордман, которая увлекалась фотографией и научила снимать и самого Репина.
Arts And Us
Комментарии 2