И наверное, не напрасно. “Пути небесные” – роман не обыкновенный. Недаром буквально влюбленный в творчество Шмелева Иван Ильин писал о нем:
“Пути небесные” – книга, не похожая ни на какую другую, ибо это книга “о самом важном”. Прочтя ее, чувствуешь, что жить можно светло, проникновенно, радостно, как на Пасху в детстве, только нужно не отталкивать от себя небесные пути (как учит главная героиня романа Даринька)”.
В других своих отзывах на роман Шмелева Ильин более сдержан: “Сентиментальность становится главным актом в изображении, а душа читателя охладевает и томится”.
Не знаешь, какому, из двоих Ильиных, верить.
Впрочем, возьмем за основу ощущение светлости, которое нельзя не почувствовать, читая Шмелева.
Ведь и сентиментальность, как непременный признак чувствительного сердца, не порок. Имея ввиду, конечно же, сентиментальность в ее архаическом и литературном контексте.
“Пути небесные” – опыт “духовной прозы”, почти, по мнению Ильина, – “автбиографической”.
Но в отличие от бесплотности и аскетичности житийной литературы Шмелев пробует примирить хотя бы в рамках своего романа это извечное противоречие и несовместимость духовного и телесного в человеке.
“Пути небесные” – роман о любви, обыкновенной, земной, чувственной и страстной, которая словно дарована главным героям свыше.
Немолодому уже инженеру Виктору Алексеевичу Вейденгаммеру и юной церковной клирошанке – Дариньке.
И главная героиня романа Дарья, Даринька – как производное от слово дар, ниспосланный человеку свыше для того, чтобы объединить в себе и собой два пути, земной и небесный, в этом смысле – не простая случайность.
Вообще в романе Шмелева, как и в его судьбе вообще нет случайностей. Взять хотя бы его имя – Иван Сергеевич.
Неслучайно, видимо, имя одного из гениев русской литературы ХIХ века, Тургенева, в ХХ веке по наследству переходит к Шмелеву.
И в “Путях небесных” один из героев романа, Виктор Алексеевич Вейденгаммер, связан почти что кровными узами с Тургеневым: “в 30-40 годах прошлого века в Москве был “благородный пансион” Вейденгаммера, где подготовлялись к университету дети именитых семей, и между прочим – И. С. Тургенев.
Хотя по сути Шмелеву все же ближе Достоевский и Лесков. От “Бедных людей” Достоевского и сентиментальность, питательная почва русской литературы вообще.
Объединяющая и вбирающая в себя все слои и поры русского общества, примеряющая и благотворная среда русского бытия.
Но если главный герой у Шмелева повенчан с именем Тургенева, то Дариньку во время болезни лечит “доктор Хандриков, уже немолодой, похожий на Достоевского” человек, “его отец (отец Виктора Алексеевича) знавал отца Достоевского по Мариинской больнице”.
Да и сама Даринька – явный отголосок или дальнее эхо Алеши Карамазова.
Путь земной и путь небесный соединились 24 июня 1950 года, когда писателя не стало.
В завещании Шмелев просил похоронить его вместе со своей женой, Ольгой Александровной, которая умерла в 36-м, в Москве.
Комментарии 2