Борис Романченко
Забегая вперед
В 22:45 17 июля 1971 года до аэропорта Одессы оставалось 30 километров. ТУ-104 летел на высоте около 400 метров.
Бортмеханик Борис Романченко, привязанный тросом, стоял на узких краях люка ниши передней стойки шасси, пытаясь исправить поломку. Тугие потоки воздуха бросали его из стороны в сторону.
Все тело превратилось в один сплошной синяк.
Внизу волновалось Черное море. Если он ошибся в своих расчетах, то самолет скоро просто в него рухнет. Счет шел на секунды.
Топливо
Вернемся на 14 часов назад.
В 8 часов утра экипаж находился в аэропорту. Летчики прошли медосмотр, после чего командир воздушного судна Василий Мирошниченко, второй пилот и штурман ознакомились с метеосводками по всему маршруту следования.
А бортмеханик Борис Романченко осмотрел самолет, проконтролировал заправку и расписался о приемке машины в бортовом журнале.
Из всего экипажа только Романченко знал, что топлива в баках было больше на одну тонну, чем показывали датчики и чем он выставил вручную на расходомере.
Эта тонна была неприкосновенным запасом.
Ее передавали от экипажа к экипажу на случай форс мажора.
Запасная тонна топлива еще сыграет огромную роль в событиях этого дня.
Наконец дали разрешение на взлет. Командир Василий Мирошниченко скомандовал: Поехали.
_____________________
Мирошниченко прослужил прообразом для героя Георгия Жженова в фильме “Экипаж”.
Такой же рассудительный и хладнокровный.
В этот день экипаж ТУ-104 успел совершить три рейса. Сначала привез пассажиров из Одессы в Москву, потом слетал в Симферополь и обратно. Из “Внуково” в свой четвертый за сутки рейс он вылетел около восьми вечера.
Расчетное время прибытия в Одессу: 22:15.
Время - 20:15. ТУ-104 летел уже несколько минут, когда бортрадист Иван Яни принял с Земли сообщение: “Внуково” передало, что на взлетной полосе нашли куски резины. Возможно, от колес их самолета.
-Это не страшно. Колес на самолете много. Поэтому они спокойно восприняли информацию.
Александр Мирошниченко. Сын командира экипажа Василия Мирошниченко.
Летчики были готовы к нештатной ситуации. Позже выяснится, что куски резины были от другого самолета, а проблемы борта, выполнявшего рейс 881, были куда более серьезными.
В фильме “Экипаж” для зрелищности взлет самолета сняли намного драматичнее. По сюжету хвостовая часть была повреждена падающей опорой.
В фюзеляже образовалась трещина, которая привела к разгерметизации салона.
В реальной истории рейса 881 основные события развернулись уже перед посадкой самолета в Одессе.
За полчаса до событий в Одесском аэропорту заступил на дежурство начальник полетов Василий Гуляев.
Уже через три минуты ему позвонили из “Внуково”: Обеспечьте посадку в Одессе.
Гуляев связался с Мирошниченко, но тот ответил:
-Полет проходит нормально. После посадки разберемся.
Бортмеханик Романченко
Когда самолет пролетал над Кировоградской областью, бортмеханик Романченко спустился в кабину штурмана.
Он смотрел на огни родного Кировограда и вспоминал, как его город оккупировали фашисты.
13-летний Романченко ушел в партизанский отряд вместе с родителями. Стал связным.
Через два года по доносу предателей мать и отец были схвачены карателями и после пыток расстреляны.
В 1944 году, после освобождения Кировограда, Борис отправился в Иркутск к деду.
Там он устроился учеником моториста в аэропорту, а потом закончил летное училище и стал бортмехаником первого класса.
______________________
В фильме "Экипаж" героического бортмеханика сыграл Леонид Филатов. Бывший партизан, любящий муж и отец Романченко совершенно не походил на легкомысленного бортмеханика Игоря Скворцова, ловеласа и любителя западной музыки.
Но у создателей фильма и не было задачи добиться стопроцентного сходства.
Наконец, показались огни большого города. Это была Одесса. Самолет пошел на снижение.
Командир корабля отдал Романченко команду: Шасси выпустить. Прошло несколько секунд, и внутри у Бориса все похолодело. Одна из лампочек приборной панели не загоралась зеленым светом. Это означало, что переднее шасси не выпустилось.
Романченко доложил об этом Мирошниченко. Последовала команда: Убрать шасси. Бортмеханик ее выполнил.
Но стойка шасси не выпускалась и не убиралась. Она застряла в промежуточном положении.
Сажать самолет с такой поломкой было очень рискованно. Командир экипажа Мирошниченко спокойно доложил о сложившейся ситуации на Землю.
Начальник полетов Гуляев был человек опытный, прошедший войну. Он тут же объявил по аэродрому тревогу.
“Самолет идет с неисправным шасси. Принимаем по аварийному варианту. Полосу не занимать”.
С этого момента одесский аэропорт был закрыт для всех одесских самолетов, кроме рейса 881.
До аэропорта оставалось 35 километров. Меньше пяти минут лёту. Насколько критична поломка и можно ли избежать катастрофы, никто не знал.
Бортмеханик Романченко предложил посмотреть через люк, что случилось снаружи.
Как только люк был открыт, салон заполнил страшный гул, который создавал летящий со скоростью 400 километров в час встречный поток воздуха.
Он разбивался о шасси, которое болталось в промежуточном положении.
-Срезался болт, которые соединяет стойку шасси с цилиндром выпуска. Болт срезался, поэтому передняя стойка болталась в набегающем потоке и не становилась в поток.
Александр Мирошниченко. Сын командира экипажа Василия Мирошниченко.
Садиться с полувыпущенной “передней ногой” было возможно, но крайне опасно.
У самолета была очень высокая посадочная скорость.
Если опустится “нос”, о бетон начинают тереться на большой скорости металлические части, и самолет загорается.
Романченко предложил устранить неисправность в полете. По ходу движения. Это поможет сохранить и самолет, и минимизирует риски.
-Если загорится, то неизвестно что будет. Если сто человек начнут бежать в конец самолета, а на борту дети, неизвестно, чем это закончится.
Романченко еще и любил машину. Одним из мотивов, зачем он собой рисковал: он воспринимал самолет как живой организм.
Александр Мирошниченко. Сын командира экипажа Василия Мирошниченко.
Предложение Романченко было авантюрным, но с хорошими шансами на успех.
Увести самолет на круг, выбить болт, дожать шасси до нужного положения стремянкой и вставить вместо болта штатную отвертку, которая была на борту самолета.
Но для этого нужно было спуститься в нишу передней стойки.
Мирошниченко предупредил:
Ты понимаешь, что это очень опасно.
Ниша передней стойки - это очень тесное помещение, где некуда встать, только выступ по пять сантиметров слева и справа, на которые надо уместить ноги.
А самое страшное - это поток на скорости 400 километров в час. Это шум, который делает человека глухим, струя, которая имеет бешеную кинетическую энергию.
Бортмеханик ответил:
-Я понимаю опасность.
Мирошниченко направил самолет на юг от Одессы, в сторону моря, описывая над ним многокилометровый круг.
Тем временем с пилотами снова связался начальник полетов Гуляев.
В архивах чудом сохранилась запись его воспоминаний, сделанная через несколько месяцев после этих событий.
“Земля готова к приему. В воздухе только вы. Все высоты свободны. Разрешаю снижение и заход на посадку. Вижу. Самолет идет строго по курсу. Удаление 20… 15… Высота 400.
Докладывает: Принимаю меры для выпуска шасси. Сделаю два круга.
Даю разрешение”.
Комментарии 7
В мирное - время боевым орденом!"
У моего папы - лётчика два боевых ордена в мирное время.
Горжусь.