Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из главных, двунадесятых праздников Русской Православной Церкви. Он был установлен в память события из раннего детства Девы Марии, когда Ее ввели в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Это событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздник апокрифов.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, он возвещал о скором Рождестве. С этого дня по отдание Рождества Христова в церквах, на утрене, поют «Христос раждается...».
Епископ Солнечногорский Алексий
Ангели, вхождение Всечистыя
зряще, удивишася, како Дева
вниде во святая святых.
Припев по 9-ой песни канона
Прежде чем говорить об этом великом событии — введении в храм Пречистой Богородицы, надо сказать о ее детстве. Родилась Дева Мария в доброй благочестивой семье. Ее родителями были пожилые, прожившие 50 лет в мире и согласии бездетные супруги Иоаким и Анна. Много лет у них не было детей, но они не замыкались в своем горе. Любовь к Богу и ближним была главным содержанием их жизни.
Священное Предание донесло до нас, что праведные Иоаким и Анна всегда делили свои доходы на три части: одну часть они отдавали на содержание храма, другую — на бедных и только третью часть оставляли себе. Таков был духовный уклад этого семейства. Они много молились и скорбели о том, что Бог не дал им ребенка. И только в пожилом возрасте, когда уже, кажется, не на что было надеяться, Господь исполнил их прошение — у них родилась Девочка, Которую престарелые родители дали обет посвятить Богу. Дочь свою Иоаким и Анна назвали Марией.
Когда святой Марии исполнился год, праведный Иоаким собрал священников, старейшин, родственников и близких на домашнее семейное торжество и просил священников благословить Младенца. Они произнесли над Ней молитву: «Боже отец наших, благослови Младенца сего и дай Ей имя славное и вечное во всех родах». По истечении двух лет праведный Иоаким решил исполнить обет посвящения Дочери Богу и храму, но праведная Анна, движимая материнским чувством, упросила его отложить это посвящение еще на один год. Духоносные родители усилили приготовление своей Дочери к этому событию и самих себя к расставанию с Той, о рождении Которой они в течение 50-летнего супружества так усердно и постоянно просили у Господа.
Наконец пришло время исполниться предвещанию пророка Давида: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает царь доброты Твоея» (Пс. 44: 11–12), из Назарета из дома праведных Иоакима и Анны Пресвятая Дева должна быть ведома в Иерусалимский храм. Древнее предание рассказывает, что все родные, близкие, знакомые, взрослые и дети собрались проводить Ее в храм. Шествие возглавляли юные девочки со светильниками в руках, которые пели псалмы. За ними праведные родители вели свою трехлетнюю Дочь. Следом шли все остальные.
В Иерусалиме эта торжественная процессия была встречена священниками храма во главе с первосвященником Захарией. Когда Младенца поставили на первую ступень храма, с Нее сняли дорожные одежды и надели белые, праздничные, после чего Она Сама, со свечой в руке взошла по всем 15 ступеням храма ко входу во внутреннюю его часть, Здесь праведный Захария по внушению Духа Святого взял Ее за руку и ввел через святилище во Святая Святых, где находился Кивот Завета — Прообраз Блжией Матери.
Своим вхождением во Святая Святых юная Отроковица ознаменовала, что приближается время исполнить Ей Свое великое предназначение — стать Матерью Сына Божия. И удивлялись люди, дивились Ангелы столь знаменательному событию — вхождению Приснодевы во Святая Святых. «Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых». Так совершилось предреченное пророком вхождение — Введение во храм Пречистой Приснодевы.
Она была помещена в обитель девственниц при храме Иерусалимском. Здесь старшие девицы по благословению Первосвященника и под его руководством обучали Ее грамоте, чтению Священного Писания, молитвам, песнопениям и рукоделию. Трижды в день Она входила в храм для молитвы и прославления Господа. Здесь Она удостаивалась ангельских посещений и укреплялась Духом Святым.
На девятом году жизни при храме юная Отроковица узнала первую скорбь на земле — умер Ее отец, престарелый Иоаким. Праведная Анна, освободившись от забот и попечений о муже, оставила свой дом, переместившись поближе к дочери — в дом непорочных вдовиц при Иерусалимском храме, где вскоре и умерла.
Лишившись родителей, Богоизбранная Отроковица еще сильнее привязалась сердцем Своим к Богу, дав обет хранить девство свое и быть рабой Господа, до конца готовой выполнить волю Божию.
Мы не можем сопровождать Пречистую Деву во входе в храм и пребывать там с Нею. Но и мы имеем храмы — жилище Божие и, приходя сюда, исполняемся благодати. Для нас храм есть место совершения Божественных таинств, храм есть училище благочестия. Приходя сюда для научения, нам не нужно узнавать на каком расстоянии находится земля от солнца и как отводить удары грома, но узнаем, как далеко находится падший человек от Бога, как спастись от ударов правосудия небесного; не научимся здесь углубляться в сердца гор и в недра пород для извлечения драгоценностей, но научимся вникать глубоко в собственное сердце для обретения там злата чистой любви к Богу и перлов святых молитв; не сможем говорить на разных языках, но отучимся от языка лжи и коварства, совершенно поймем язык совести, сделаемся способными беседовать с Богом. Храм, место на земле, которое люди отдали Богу.
Храм Божий — это земное Небо! Храм Божией — это единственное место на земле, где совершенно другая жизнь — жизнь молитвы и любви, где всё призывает к молитве, Это единственное место, где страждущая, скорбящая душа может найти отраду и утешение. И, действительно, здесь она и находит, здесь «окрыляется дух...» (митр. Трифон (Туркестанов). За молитвы Пречистой Девы да будет нам все сие, братие и сестры, здесь, на земле, в наших храмах в вечности неиссякаемое утешение. Аминь.
Комментарии 3
Тропарь праздника
глас 4
Днесь
благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в
храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы
велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.
Кондак праздника
глас 4
Пречистый
храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы
Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе
Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.