без пилота #история
4 июля 1989 года пилот самолёта МиГ-23 ВВС СССР, взлетевшего в Польше, катапультировался на 41-й секунде полёта; неуправляемый самолёт пролетел 900 км и упал в Бельгии после того, как у него кончилось топливо.
В тот день полковник Николай Скуридин вылетел с аэродрома в польском Колобжеге. Бортовой номер истребителя - 29. Он был приписан к 871 истребительному авиационному Померанскому Краснознаменному полку. Самолет нес боекомплект в 260 снарядов к бортовой пушке калибра 23 миллиметра. Кстати, полковник был военным летчиком 1 класса, налетал 1700 часов. Но служил начальником политотдела. И в тот день выполнял контрольный полет для восстановления навыков техники пилотирования.
В небо он поднялся в 09:08. На 41-й секунде произошло внезапное уменьшение оборотов двигателя, хлопок в левом воздухозаборнике, падение тяги и снижение истребителя. Все это Скуридин принял за остановку двигателя. Он тут же сообщил на землю о проблемах и решении катапультироваться. Ему дали добро.
Как вспоминал потом полковник Скуридин, опускаясь на парашюте, он увидел черный дым за турбиной. Сам приземлился благополучно, только руку повредил. Перед катапультированием повернул истребитель в сторону моря. Но никто и предположить не мог, что самолет полетит дальше.
А МиГ-23М полетел. В 09:42 его взяли под наблюдение. Высота полета составляла 12 тысяч метров, скорость - 740 километров в час. Когда истребитель пересек границу ФРГ, на перехват отправили два истребителя F-15 Eagle 32 тактической истребительной эскадрильи ВВС США. Они вылетели с авиабазы Сустерберг (Нидерланды).
Через 15 минут летчики доложили на землю, что вошли в визуальный контакт с самолетом противника. Следующий рапорт поверг всех в изумление: боевой самолет типа МиГ-23 с советскими военными опознавательными знаками летел... без летчика. Кабина была пуста. Что делать? Военные посчитали, что у самолета нет враждебных намерений, визуально не просматривались ракеты класса "земля-воздух". И тогда летчики американских самолетов получили приказ сопровождать истребитель, но сбить только в крайнем случае.
А МиГ-23М, по-прежнему удерживаемый в режиме автоматики, пролетел ФРГ, Нидерланды и появился на территории Бельгии. После выработки всего топлива и остановки двигателя, он начал снижаться. И упал на жилой дом в деревне Кооихем, расположенной близ города Кортрейк, не долетев 15 километров до французской границы. Был полностью разрушен дом фермера де Лара, погиб его 19-летний сын Вим де Лар.
Все закончилось без крупных дипломатических скандалов. Николай Скуридин выразил соболезнования семье погибшего, а СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 тысяч долларов. Как считают эксперты, такая сдержанная реакция на нарушение воздушного пространства НАТО помогла избежать худших последствий.
14 июля советских специалистов допустили к месту катастрофы. Они вывезли обломки в СССР. О причине отказа двигателя официально не сообщили, но установили, что за последний год он пять раз был в ремонте.
Аналогичные случаи
11 июня 1964 года во время учебного полёта на Су-9У из 179 ИАП в результате потери внимания на предпосадочном круге и опасного снижения скорости катапультировались капитан Мельников и инструктор майор Николаев. После катапультирования самолёт набрал высоту около 1300 метров. После полной выработки топлива он приземлился на пахоту в районе аэродрома, получив при этом серьёзные повреждения, и был списан.
25 января 1965 года во время ночного учебного полёта на истребителе Су-9 в результате отказа управления катапультировался подполковник Овчаров. Самолёт приземлился самостоятельно в 32 км от аэродрома Сары-Шаган, получив минимальные повреждения и смяв ПТБ. Скорость на посадке составила 400 км/ч, пробег 250 метров. Истребитель был восстановлен.
2 февраля 1970 года над Монтаной во время тренировочного полёта истребитель-перехватчик Convair F-106 Delta Dart 71-го истребительного полка ВВС США в процессе отработки приёмов манёвренного воздушного боя вошёл в плоский штопор. На высоте 4600 метров лётчик Гэри Фуст катапультировался после того, как вывести самолёт не удалось даже с применением ПТС. В результате изменения центровки оттриммированный на взлёт самолёт на глазах у изумлённых пилотов самостоятельно вышел из штопора, снизился и приземлился на заснеженное кукурузное поле. Прибывший на место происшествия местный шериф был немало удивлён отсутствием видимых повреждений и работавшим двигателем. Авиабаза Макклелан, с которой он связался, посоветовала ему дождаться полной выработки топлива, на что ушёл час и 45 минут. В процессе обследования ЛА выяснилось, что полученные повреждения минимальны, а один из офицеров-техников даже заявил, что они не больше, чем обычно получаемые в результате выката с ВПП. Прослужив после ремонта ещё 18 лет, истребитель ныне экспонируется в Национальном музее ВВС США.
4 мая 1972 года над территорией Дании пилот британского Hawker Siddeley Harrier катапультировался после попадания птицы в воздухозаборник. Самолёт продолжил лететь в южном направлении, вторгся в воздушное пространство ФРГ, был перехвачен немецким F-104 и после 38 минут неуправляемого полёта упал в районе Хюттена.
4 марта 1976 года во время испытаний Як-38 (лётчик — полковник Хомяков) после вертикального взлёта с заводского аэродрома из-за отсутствия защиты от зуммерного попадания сигнала в канал электропитания системы автоматического катапультирования СК-3М произошло её самопроизвольное срабатывание. Хомякова выбросило через остекление фонаря, а самолёт под управлением САУ-36 при всех работающих двигателях набрал высоту порядка 10 000 метров и после выработки горючего упал в овраг. Лётчик на парашюте благополучно опустился на лёд Волги. После аварии систему СК-3М соответствующим образом доработали.
4 июля 1979 года у истребителя Королевских ВВС Великобритании Hawker Hunter Mk.F6 (бортовой номер XG197) под управлением флайт-лейтенанта Алика Николсона во время полёта над Северным морем заглох двигатель. После катапультирования двигатель неожиданно заработал и самолёт отправился в сторону городка Тинтагель. Над городом двигатель заглох в последний раз, и накренившись на правое крыло, истребитель чудом отвернул от автоцистерны с 1500 галлонами бензина и вклинился в 3,5-метровый зазор между двумя жилыми домами, повредив лишь три припаркованные машины, оранжерею и бассейн. Самолёт при этом не взорвался и не загорелся. Учитывая то, что это случилось в самый разгар туристического сезона, жертв могло бы быть очень много. Столь чудесное избежание катастрофы местные жители связали с покровительством Короля Артура, который, по преданию, родом из Тинтагеля. Любопытно, что один из домов, у стены которого нашёл пристанище истребитель, назывался «King Arthur’s Terrace». А второй дом стал именоваться «Hunter’s Rest».
22 октября 1987 года во время испытательного полёта британского истребителя-бомбардировщика BAE Harrier II над графством Уилтшир произошло непреднамеренное катапультирование пилота, который при этом погиб. Неуправляемый самолёт находился в воздухе ещё около полутора часов и упал в Атлантический океан в 250—500 милях (по разным источникам) юго-западнее побережья Ирландии, израсходовав весь запас топлива.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1