Другое дело, если режиссеры и актеры импровизируют по-доброму, с легкой иронией к хрестоматийным вещам. Еще на первом курсе студенты Артема Кузина в СаТИ ( Саратовский театральный институт) так сыграли, спели и станцевали сказку «По щучьему велению», что ждала многого от них. На втором они показали «Сказку о царе Салтане», выйдя на сцену в кроссовках, рваных джинсах, в тельняшках. «А это мы на Пушкина попали?» – с удивлением спросила опоздавшая бабушка, тащившая за собой внука. Важен угол зрения. Остров Буян в сказке кажется манящим и недоступным раем. А с рефреном Анри Волохонского ощущение усиливается. «Под небом голубым есть город золотой. С пpозpачными воротами и яркою звездой».
Однако сантименты быстро кончились. И хотя Ведущий (возможно, Кот ученый в модной «коже») читал сказку выразительно ,и фольклорники не раз подкрепляли действо звучными голосами… остальные артисты творили на сцене такое… . «День прошел-царица вопит». Вопила артистка не по-сказочному усердно, малыш плюнул соску и быстрее, чем ожидалось ,проделал «на двор окошко». Палка - лук, метелки на длинных ручках - весла гребцов на челне. Чистюля Бабариха с ее камарильей велит всем, заходя в Салтаново царство, ноги вытирать. Салтан, даром что царь, сам за веник берется. И у Гвидона на острове вечного счастья, похоже, вечный субботник.
Птица «невиданной красы» - девушка с крепкими балетными ногами, исполнив все нужные па с коршуном в ушанке, достанется другому обладателю русской шапки. 33 богатыря в стульях и скамейках на голове смахивают на урфинджюсовое войско. Пересмешки, находки, забавные выдумки на каждом шагу... . Студенты учатся дышать на сцене, как рыбы в воде, погружаясь в игровую стихию и сами эту стихию создавая. И все же - под занавес - лирический Пушкин победил Пушкина иронического. На сцене и в книжке. «Царь слезами залился». Я тоже почти залилась…
Сдача с пересдачами
А напоследок вспомним самую увлекательную сдачу «Евгения Онегина» в Саратовском оперном театре. Такой эмоциональный прогон видела только раз, когда «Севильского цирюльника» ставил у нас московский режиссер Юрий Петров. Хорошо знала его по волжской базе «Актер», как добродушного, веселого старичка с палочкой, которому далеко за 80. Он приехал ставить и заболел гриппом. Я носила ему в гостиницу лекарства. Юрий Александрович выздоровел в «аккурат» к генеральному прогону. Уселся в зале и… закричал, застучал палкой на артистов, а в особенности, на статистов, привыкших стоять на сцене недвижною толпой. И чем дальше к финалу катилась сдача, тем сильнее извергал он гнев, тем громче барабанила по полу его трость. Фронтовик, главный режиссер Московской оперетты, режиссер Большого театра, поставивший два заметных фильма, характер, как оказалось, имел железный.. Он не давал актерам ни минуты передышки. Как он потом говорил, «кинематографизировал» действие.
С « Евгением Онегиным» вышла другая история. Опера уже шла на нашей сцене несколько лет назад, режиссер прежний, он же художник-постановщик. И будто больших новаций по сравнению с прежним вариантом не ожидалось. Там Онегин соскакивал на бал прямо с подножки поезда. И все мужчины носили огненно-красные фраки. По сравнению с той остальные версии кажутся патриархальными. Тем более, что отсутствует сцена «валяния» дворовой девки и парня в стоге сена, которая оригинально смотрелась на фоне колонн барского дома, Нынче стог убран подальше .Но за отсутствием эмоциональных ударов у постановщика их удачно «наносил» худрук и музыкальный руководитель. Прогон останавливался неисчислимое число раз. То струнные не так заиграли, то хор заглушил солистов, то хористки неправильно среагировали на заигрывания «ухажеров», то солисты недостаточно артикулировали. И костюмы вызывали нарекания руководства, и парики, и башмаки. По очереди вызывались «к барьеру» все цеха и узкие специалисты. Дублер – самый молодой из Ленских, на беду свою отлучившийся во время коронной партии, был найден, водворен пред «грозные очи» и долго томился столбиком у оркестровой ямы, боясь даже присесть. Нет, Главный не кричал, не стучал, ничем не размахивал, даже своей тонкой палочкой. Напротив, он все обращал в шутку - и нелепый парик, и морщинистые брюки исполнителя. Может, кто за сценой, тихонько и плакал, утираясь краем занавеса, не знаю. Ну а мы, проведя в театре четыре часа вместо двух, увидев нелегкий процесс рождения спектакля изнутри, получили двойное удовольствие – от новой постановки и от ее грозно-веселого прогона. Актеры, они ж как дети: пустишь их на самотек – заиграются и про все на свете забудут. А спектакль после всех прогонов получился добротным, в меру условным. Опера ж!
Это только малая часть обширнейшей пушкинианы, которая скопилась у меня за десятилетия жизни в театральном мире. В День рождения веселого и умного человека как-то не хочется возносить ему нудные славословия.Ирина Крайнова, театральный критикФото с сайтов театров
Смотрите также:
#интересныефакты о Пушкине
Нет комментариев