РАБЫ УМА И ПОБЕДИТЕЛИ СМЕРТИ
( Глава I)
Введение:
В искреннем смирении и недостоинстве лобызаю стопы возлюбленного Христа,
совершенство всего благого,
истинного Бога нашего,
озаряющего нас совершенной полнотой нетварного света,
и в глубоком благоговении молюсь неизмеримой Любви и безконечной мудрости Триединого Бога
собрать всех нас, Его детей,
под благодатный покров Святости и Спасения, не оставив никого лишенным
Его неисчислимых милостей и щедрот,
даровав слезы утешения — скорбящим и плачущим,
неисходную молитву — подвизающимся и молящимся
и нескончаемую Любовь — всем воздыхающим и любящим Его.
Тем, кто не окутан темнотой недоверия,
Тем, кто не лишен рассуждения,
способного различать добро и зло,
Тем, кто не оставил попыток постичь смысл человеческой жизни,
Посвящены эти краткие главы об уме, составленные в уединении.
Монах Симеон Афонский
РАБЫ УМА.
Глава 1.
«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
тот горд, ничего не знает,
но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения,
пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истине, которые думают, что благочестие служит для прибытка.
Удаляйся от таких».
1 Тим. 6. 3-5.
Человек — это существо умное, имеющее возможность стать существом духовным.
«Мы... обоженные, становимся богами по дару Божию».
(Прп. Каллист Ангеликуд).
Полагая, что мы — ум, мы становимся рабами его деятельности.
Постигая, что мы — Дух, мы обретаем Спасение во Христе.
Христос есть Бог и заповеди Его - есть откровения Духа, победителя греха и смерти,
ибо Христос победил мир.
Такими же победителями должны стать и мы, Его духовные дети.
Мирская жизнь подобна тополиному пуху, который уносит бурный ветер, так и мы блуждаем в мире, гонимые нашими грехами.
Все, что нам приходится встречать в жизни, это последствия наших грехов и добрых поступков,
которые
мы считаем существующими независимо от Божественной воли.
Такие последствия предстают пред нашим взором, как различные обстоятельства:
дурные или хорошие и враждебные или дружеские взаимоотношения с нашими близкими.
В этих обстоятельствах душа учится Евангельскому общению с окружающими ее людьми.
Благодаря приобретенному опыту она приготавливается ко встрече с Самим Богом.
Отказываясь приобретать такой опыт, она отказывается и от Бога.
Если мы ошибаемся относительно Бога, то мы ошибаемся во всем.
Если же, наше сердце постигает Бога, то нам уже нет нужды постигать все остальное.
Оно, лишь, прилагается к Нему, не имея самостоятельного существования.
Правильнее говорить, что мы существуем в Боге, а не Бог в нас, но нам легче постичь Его, когда мы углубляемся в сокровенные глубины нашего сердца.
Бог пребывает в нем недвижимо, но когда ум омрачается страстями и помыслами,
нам представляется, что Бог уходит от нас.
Если ум отвлекается от созерцания Бога, может показаться, что ум, также, далеко уходит от Него,
но, на самом деле
никто и никогда не может отдалиться от Бога.
Бог никуда не движется, но в Нем есть движение. Оно проявляется как энергии, которые нами воспринимаются в виде звука и цвета.
Мы воспринимаем звуки, но они нам ни о чем не говорят.
Мы различаем цвета, но они ничего не означают.
Когда мы обращаем к звукам наш ум, он начинает различать их, выделяет в звуках слова
и в ответ на них
в нас рождается радость или страдание.
Когда мы устремляем к многообразным проявлениям цвета наш ум, он различает в них безчисленные образы
и мы накапливаем знание об этих образах, соединенное с заблуждением.
То же самое относится и ко всем ощущениям.
Нет комментариев