НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ.
28 декабря.
Факты:
1. Воскресенье, находящееся перед воскресеньем перед Рождеством Христовым, называется Неделей святых праотцев.
2. Празднование не этого воскресенья, а следующего за ним, находящегося непосредственно перед Рождеством, установлено раньше, чем Неделя праотцев.
3. Вообще, многие важнейшие праздники имеют сопровождающее их воскресенье до или после самого праздника.
Это и понятно:
воскресенье — обычный день собрания христиан на богослужение, и в такой день можно дочитать те библейские тексты,
которые относятся к празднику, но не вошли в его службу;
почтить связанных с праздником лиц и так далее.
4. Причина установления перед Рождеством Христовым не одной, а сразу двух предварительных воскресных торжеств
(при том, что есть и воскресное торжество после Рождества)
— то есть
не только Недели отцев, но и Недели праотцев перед нею,
— не только в величии праздника Рождества.
Причина еще и в том, что в более древней службе Недели отцев основной акцент стоит на прославлении избранных святых Ветхого Завета:
во-первых:
Авраама, Исаака и Иакова;
во-вторых:
пророка Даниила и Вавилонских трех отроков.
5. Акцент на избранных святых в Неделю отцев заставляет восполнить ее дополнительным воспоминанием всех вообще ветхозаветных святых.
Этому и посвящена Неделя праотцев.
6. Существует еще одна Неделя, посвященная ветхозаветным святым:
Это первое воскресенье Великого поста.
В то воскресенье Церковь вспоминает событие Торжества Православия,
но, не только:
половина службы там посвящена более древнему, чем это событие, празднованию — памяти всех святых пророков.
7. Название недели праотцев не связано с большей древностью "праотцев" по сравнению с "отцами" или вообще с каким-то существенным различием между теми и другими.
Название имеет чисто техническое происхождение:
в древних богослужебных книгах Неделя отцев называлась Κυριακὴ πρὸ τῆς Χριστοῦ Γεννήσεως, τῶν ἁγίων πατέρων,
"Воскресенье перед Рождеством Христовым, святых отцев",
а Неделя праотцев — Κυριακὴ πρὸ τῶν ἁγίων πατέρων, "Воскресенье перед [воскресеньем] святых отцев".
Со временем название "Неделя перед (πρὸ) [неделей] отцев" просто механически превратилось в "Неделю пра-отцев" (προ-πατέρων)".
Неделя святых праотец:
Песнопения
Состав песнопений службы праотцев из стандартных изданий Минеи:
1. На «Господи воззвах»: четыре стихиры.
Первая посвящена Деве Марии.
Вторая упоминает Вавилонских отроков, пророка Даниила, патриархов Авраама, Исака и Иакова.
Третья и четвертая — Вавилонских отроков и пророка Даниила.
2. Стихиры завершаются особенно важной, славником.
В нем названы по имени Авраам, Исаак и Иаков, двенадцать сыновей Иакова, царь Давид, "пророк желаний" (мы еще вернемся к этому титулу)
Даниил и Вавилонские отроки.
3. Славник на литии (которую в большинстве храмов служить не будут): пророки Ветхого Завета в целом.
4. Славник на стиховне:
Целый ряд имен, от праотца Адама, вплоть до св. Иоанна Предтечи.
5. Тропарь посвящен праотцам:
Всем святым Ветхого Завета.
6. Седален по полиелее перечисляет те же имена, что и в славнике на «Господи, воззвах», добавлено только имя Иисуса (Навина).
7. Каноны утрене.
Устав предписывает петь на утрене Недели праотцев три канона:
А) воскресный, по гласу;
Б) Вавилонским отрокам;
В) праотцам.
Канон В — очень широкий по охвату и перечисляет множество имен святых и праведников Ветхого Завета.
Среди них упоминаются и Вавилонские отроки с пророком Даниилом (в 7, 8 и 9 песнях).
Но почему последним посвящен еще и собственный отдельный канон Б?
8. Ипакои по 3-й песни канона описывает явление ангела, с одной стороны, Вавилонским отрокам, с другой — Женам-мироносицам.
9. Кондак с икосом — о Вавилонских отроках.
10. Светилен:
По сути, все его содержание сводится к перечислению двух десятков имен из Ветхого Завета.
Помимо имен и союза "и", единственное слово в светильне: "восхвалим".
11. Стихиры на хвалитех:
Три стихиры, первая посвящена всем праотцам в целом, вторая — Вавилонским отрокам, третья — пророку Даниилу.
12. Славник на хвалитех рассказывает об Аврааме и его семействе, потомках патриарха Иуды, Вавилонских отроках и пророке Данииле,
завершаясь изречением пророка Исаии:
"Се Дева во чреве приимет и родит Сына — Эммануила, Иже есть С нами Бог".
Заметен избыток упоминаний пророка Даниила и Вавилонских отроков по сравнению с другими ветхозаветными святыми; с учетом того, что о них же, немало будет сказано в службе Недели отцев,
а также того, что
и сама память пророка Даниила и Вавилонских отроков установлена примерно на эти же дни года и также отличается выдающейся гимнографией, этот избыток делается совершенно очевидным.
Почему же в православной богослужебной традиции сделан столь сильный акцент на Книге пророка Даниила
(история о Вавилонских отроках — оттуда же)
в предрождественский период?
Во-первых,
пророк Даниил предсказал явление Сына человеческого.
Сам этот титул, столь часто упоминаемый в Евангелии, отсылает к стиху:
«С облаками небесными шел как бы - Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему»
(Дан7.13).
Далее, там же, пророк говорит и о том, что Сын человеческий станет царем всего человечества,
то есть
однозначно говорит о Его мессианстве.
Поэтому эти пророчества и вспоминаются до празднования явления миру Царя-Христа.
Не зря Даниил получает от архангела Гавриила уникальный эпитет:
муж желаний
(Дан9.23).
В славянском и, далее, русском переводе Библии этот эпитет соответствует греческому переводу Септуагинты: ἀνὴρ ἐπιθυμιῶν.
В еврейском оригинале слова "муж" здесь нет, а существительное, хотя и переводится буквально «желания», по смыслу означает «красоту», «ценность» и «любовь».
Иными словами, Даниил - особенно любим Богом и очень ценен для Него, как предвестник важнейшего деяния Бога в истории человечества — Боговоплощения.
Во-вторых,
пророк Даниил предсказал и само время пришествия в мир Мессии
(пророчество о седминах: Дан9).
В-третьих,
в рассказе о Вавилонских отроках в горящей печи отцы Церкви всегда усматривали указания на важнейшие истины христианского Откровения:
чудо Боговоплощения, не опалившее человеческую природу; снисшествие к людям Сына Божия (подобно ангелу к отрокам); Воскресение Христово;
Церковь, как единство верующих, единодушно молящихся и воспевающих Бога; догмат о Самой Пресвятой Троице, изображаемый тройным числом отроков.
Наконец, Книга пророка Даниила является и наиболее апокалиптической из всех ветхозаветных книг.
Именно в ней говорится о "мерзости запустения", указывающей на приближение конца света;
образы из пророчеств Даниила встречаются в новозаветной Книге Откровения;
само учение Господа Иисуса Христа о конце времен — так называемый малый евангельский апокалипсис — содержит прямые отсылки к Книге Даниила.
В системе церковных праздников есть своя особая память конца мира — Неделя о Страшном Суде.
Эта память совершается в преддверии Великого поста.
Сейчас же, в преддверии последнего, наиболее строгого, периода Рождественского поста, Церковь, также, напоминает нам об этих устрашающих образах.
Взято из церковных
богослужебных описаний.
Нет комментариев