ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ВЕРУЮТ?
Не все веруют потому, что не все хотят веровать.
А почему, кто чего хочет или не хочет,
это не всегда можно понять
и истолковать;
ибо глубоко сердце человека.
Но в отношении к вере Христовой безошибочно можно полагать:
не хотят веровать,
потому что
никакой не имеют заботы о спасении души.
Не имеют заботы о спасении
и слова, о сем спасении, слушать не хотят.
Другие у них интересы, другой строй ума и нрава:
им и неприятно слушать слово,
идущее, наперекор сему строю и требующее перемены их.
А что они так настроились,
причина тому,
конечно,
в предшествующей жизни и в настоящих обстоятельствах.
Но, все же, сам себя всегда образует человек
и имеет всегда силу вести свои дела,
как ему разсудится.
Как ни повреждается он, вследствие общего падения
своими личными, худыми делами,
всегда остается в нем здравая сторона
— чтоб преклониться пред очевидностию истины.
В слове Божием, хоть и встречаем мы выражения,
будто есть иные,
отряженные на пагубу и неверие,
которые
так и именуются погибающими,
а другие
есть отряженные на веру и спасение,
как учиненные в жизнь вечную
(Деян. 13:48),
которые и именуются спасаемыми,
но, в том же, слове Божием объясняется также,
что это бывает по прозрению Божию
(1 Пет. 1:2)
и по предуведению
(Рим. 8:28).
Предвидит Бог, куда человек склонится,
так и полагает тому быть.
И это делает не безучастно, но все устрояет к тому, чтобы человек избрал добрый путь;
и когда уже ничто не помогает,
оставляет его - в руки произволения его.
Это все от века ведомо Богу и решено;
а решено оттого,
что один возлюбил пагубу, а другой спасение.
Дал Бог человеку свободу и не нарушает прав ее.
У нас есть какая-то склонность многое относить к фатальным определениям и многое тем разрешать для себя.
На деле, же, все строится свободным произволением человека
и самыми строгими законами правды
и благости Божественной.
Блаженный Феодорит:
«Призвать — дело Божие, а наше — повиноваться.
Так и Господь в священном Евангелии сказал:
аще кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет
(Ин. 7:37);
и: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и последует Ми
(Лк. 9:23);
потому что не принуждает по необходимости, но взыскует доброй воли».
Святитель Феофан
Затворник
Комментарии 1