«Можно сказать, что не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько Сам Бог дарует Свой храм человеку»
/ Свт. Филарет, Митрополит Московский /
Предлагаю вниманию земляков фрагмент исследовательской работы ученицы 11 класса Загоскинской средней школы Бурочкиной Анастасии ( 2013 год) "Православные святыни села Загоскино".
Целью моей исследовательской работы является изучение архивных материалов, связанных с обретением иконы Божией Матери «Живоносный источник», а также со строительством храма в селе Загоскино. Главным объектом моих исследований стали копии архивных материалов из Ульяновского областного архива (всего 84 страницы формата А- 4). Материалы включают переписку священника села Загоскино, а также Благочинного с епископом Симбирским и Сызранским, с Симбирской Духовной Консисторией. Всего в списке источников для моей работы 32 наименования документов. Методом моего исследования стала построчная расшифровка плохо читаемых текстов, написанных порой совершенно неразборчивым почерком. Значение некоторых слов восстанавливала по смыслу, а некоторые нечитаемые слова так и остались не расшифрованными. Главным инструментом в моей работе стала обычная лупа, с помощью которой я пыталась рассмотреть каждое непонятное слово. Изученные мною документы охватывают события, происходившие в селе Загоскино в период с 29 июня 1872 года по 22 мая 1878 года. Казалось бы, какое значение имеют события позапрошлого века для нашего времени? На самом деле эти события непосредственно связаны с современностью. Тот факт, что обнаружены были эти документы в Ульяновском областном архиве после того, как местная православная община получила благословение епископа Симбирского и Мелекесского Прокла на воссоздание храма в селе Загоскино, трудно назвать случайным. Произошло это в 2005 году. Жизнь подтверждает простую истину, что строить сложнее, чем ломать. Разрушили старинный храм неумные, злые люди. В 30-х годах сбросили кресты и колокол со звонницы, в 60-х доломали совсем. Как писал в статье «Не слышен колокола звон» бывший житель села Загоскино А. Прохоров, бабушка рассказывала ему, что строили церковь более ста лет. Зато уж получилось чудо из чудес. Огромный трёхпрестольный храм возвышался в центре села, колокольня поднималась на 45 метров. Говорят, колокольный звон разносился на много вёрст окрест, слышен был не только в Игнатовке и на Белом Озере, но и в Репьёвке, и ,кажется, даже в Анненкове. Невиданной красоты фресками и иконами отличалось внутреннее убранство храма. «Мы, пацаны,- писал А.Прохоров,- не разбирались в искусстве, но часами от тех картин глаз оторвать не могли. Истинная красота понятна всем». В своей рукописной книге «Были Сталыпинской улицы» о том же писал П.Д.Наживов: «Храм был построен до революции, но сработан был с изумляющим мастерством. Весь из дерева, с высокой колокольней, могучими колоколами и пятью башенками над основным корпусом. Кровля- блестящие листы белого железа. Очень высокие хоры, живописный иконостас. Ограда церкви из половых досок с резьбою. Возле храма церковный дом, а на склоне к реке Гуще часовня с колодцем внутри…» Заметка А. Прохорова сопровождается авторской фотографией храма, сделанной незадолго до его окончательного разрушения. «Посмотрите, какая красота! Уже и кресты сняты, и купола пооблезли, а всё равно красота неописуемая!»- пишет автор. Актуальность моей работы определяется тем, что на сегодня проблема воссоздания храма в нашем селе не решена. Есть только молитвенный дом, в котором изредка служится молебен, как правило, во время крестного хода с Казанской Жадовской иконой Божией Матери. Изучая архивные документы, я имела возможность убедиться, что и в 19 веке строительство храма в селе Загоскино встречалось с многочисленными препятствиями.
Представляя Вашему вниманию свою работу, я хочу рассказать о самых интересных, на мой взгляд, фактах и событиях позапрошлого века. Несколько документов повествуют о том, как была обретена икона Божией Матери «Живоносный источник». Об этом рассказывают материалы переписки местного священника Феофана Яблонского, а также Благочинного 4 округа Константина Державина с Правящим Архиереем.
После разрушения храма верующие люди сохранили явленную икону. Не сохранилась до нашего времени лишь серебряная позолоченная риза. Икона имеет покров, вышитый бисером. Народная молва приписывает иконе целительные свойства, хотя переписка священнослужителей прошлого века это не подтверждает. Последней хранительницей была Ольга Петровна Титова, которая незадолго до своей кончины передала её в Игнатовский храм. В настоящее время икона «Живоносный источник» там и находится. Недавно был обновлён её оклад. Верующие люди знают, что празднование иконе «Живоносный источник» совершается в пятницу на Светлой седмице. По традиции этот день в нашем селе чтится, как и первый день Пасхи.
Что касается строительства храма в нашем селе, то большой интерес представляет Покорнейшее Прошение преосвященнейшему Феоктисту, епископу Симбирскому и Сызранскому от общества крестьян села Загоскино Архипа Федотова Коннова и Ивана Евдокимова Бурочкина. Крестьяне просят разрешения принять в дар от крестьян села Безштановка Дмитриевской деревянной церкви, так как старая церковь в селе сгорела при пожаре. Эта просьба была рассмотрена 8 июля 1876 года и дано разрешение на перестроение жертвуемой церкви на месте обретения иконы «Живоносный источник». Одновременно епархиальное начальство сообщает Благочинному К. Державину об удалении местного священника из прихода.
Далее следует большое количество документов о планах перестройки церкви, о денежных средствах, которые крестьянское общество до поры держало в банке, о выделении земли под застройку. Здесь и многочисленные Прошения нового священника Иоанна Неболюбова и церковного старосты Николая Бородавина, переписка Симбирской Духовной Консистории с Канцелярией строительного отделения Симбирского губернского Правления. И, наконец, 28 июня 1877 года священник Иоанн Неболюбов пишет прошение о разрешении совершить освящение церкви на новом Антиминсе во имя великомученика Дмитрия Солунского.
Далее следует Опись церкви, перестроенной в селе Загоскино Сенгилеевского уезда, учинённая Благочинным 4-го округа Константином Державиным 1877 года июня 18 дня. В этой Описи на 3-х страницах подробно названы иконы и описано их расположение в Алтаре и на всех ярусах иконостаса. Рапорт Благочинного об освящении церкви в селе Загоскино был составлен 19 июля 1877 года. Таким образом, эту дату можно считать датой постройки нового храма взамен сгоревшего.
В 1888 году в нашем селе был построен новый храм, имевший уже три престола: прежний и два новых- Рождества Христова, а также святых Чудотворцев Космы и Дамиана. День святых Космы и Дамиана 14 ноября в нашем селе с того времени стал престольным праздником. Благочестивые люди сохранили многие православные святыни, часть которых пребывает в Игнатовском Михаило-Архангельском храме.
Многие люди надеются, что придёт такое время, когда и у нас будет храм и вернутся в него православные святыни села Загоскино.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Святой источник-
Гремячий.
«
Давно это было. Однажды в старину, помнится, шел дождь. И был такой гром,
какого отродясь люди не слыхивали. И вдруг раздался такой грохот, что можно
было подумать, что небо столкнулось с землёй. Молния сверкнула и ударилась о
землю. После дождя люди пошли посмотреть на то место, куда ударила молния. Там
они увидели трещину в земле, из неё струилась на редкость чистая вода, а из
трещины торчала золотая стрела. Взяли люди стрелу, а трещину, источающую воду,
обнесли заборчиком. Так образовался Гремячий родник.
Стрела-то, как потом выяснилось, целительная была.
Стоило её над больным человеком подержать, так всю хворь с больного как рукой
снимало. Много так народу исцелили, а потом как-то затерялась она, но говорят,
что что и до сих пор она у кого-то хранится, а вот у кого, так это неизвестно.
Давно это было- стало забываться.
Давно-то
...Ещёдавно, да вот не иссякает целительное снадобье и в самой воде. Лечит вода и
будет лечить, пока родник
Святой источник-
Гремячий.
«
Давно это было. Однажды в старину, помнится, шел дождь. И был такой гром,
какого отродясь люди не слыхивали. И вдруг раздался такой грохот, что можно
было подумать, что небо столкнулось с землёй. Молния сверкнула и ударилась о
землю. После дождя люди пошли посмотреть на то место, куда ударила молния. Там
они увидели трещину в земле, из неё струилась на редкость чистая вода, а из
трещины торчала золотая стрела. Взяли люди стрелу, а трещину, источающую воду,
обнесли заборчиком. Так образовался Гремячий родник.
Стрела-то, как потом выяснилось, целительная была.
Стоило её над больным человеком подержать, так всю хворь с больного как рукой
снимало. Много так народу исцелили, а потом как-то затерялась она, но говорят,
что что и до сих пор она у кого-то хранится, а вот у кого, так это неизвестно.
Давно это было- стало забываться.
Давно-то
давно, да вот не иссякает целительное снадобье и в самой воде. Лечит вода и
будет лечить, пока родник жив. Ведь не даром же вода из родника святой зовется»
/ Денисова В.И.-1905 г.р./
По преданию, святой источник появился в конце XVII
века. В засушливый год, среди ясного неба, вдруг раздался неимоверный гром, и
молния ударила в край оврага. Из места, куда попала молния, вырвалась вода.
Сперва люди испугались, но вскоре поняли, что произошло это именно в Ильин
день. Все сразу осознали, что именно так дал знать великий пророк, что поможет
сельчанам. Родник назвали Гремячим или Ильинским, и уже вскоре к нему
потянулись паломники со всех окрестностей.
С тех пор к роднику ходили крестным ходом,
проводились водосвятия и молебны, в засушливые годы просили дождей. Еще в этот
день сельчане молились о богатом урожае, а девушки о замужестве.
Лабораторные исследования показали высокое
содержание серебра.