Как 17-летней девушке удалось выжить в джунглях после авиакатастрофы.
50 с лишним лет назад в перуанских джунглях разбился самолёт, попавший в сильную грозу. В результате авиакатастрофы тогда погиб 91 человек, однако особую известность этот случай приобрёл в связи с историей единственной выжившей — 17-летней девушки Джулианы Кёпке, которая раненой в течение десяти дней в одиночку пробиралась сквозь джунгли к людям.
Катастрофа случилась 24 декабря 1971 года, в канун Рождества. Над перуанскими джунглями потерпел крушение турбовинтовой авиалайнер Lockheed L-188A Electra, выполнявший рейс из перуанской столицы Лимы в Пукальпу, расположенную в восточной части Перу. Это был единственный самолёт, который вылетел в грозу, тогда как другие авиаперевозчики предпочли оставить свои машины на земле. В итоге этот случай вошёл в историю как крупнейшая авиационная катастрофа, вызванная ударом молнии. Однако особый драматизм этому происшествию придавало то обстоятельство, что после падения в труднопроходимые джунгли на борту судна оставалось ещё 14 выживших пассажиров, которые мучительно умирали, так и не дождавшись помощи.
Всего эта авиакатастрофа унесла жизни 85 пассажиров и 6 членов экипажа, и только одна, 17-летняя девушка, сумела не только выжить после падения с многокилометровой высоты, но и добраться сквозь джунгли к людям. И сделала она это, несмотря на глубокие резаные раны, переломы и повреждения, и практически - на ощупь. История Джулианы Маргарет Кёпке вызвала огромный резонанс во всём мире — не только как случай исключительного везения, но и как проявление столь же исключительной воли к жизни и многодневной борьбы за выживание со стороны столь юной особы. На основе этой реальной истории было снято несколько художественных и документальных фильмов, один из которых в свою очередь помог выжить Ларисе Савицкой, пережившей в 1981 году падение с высоты 5 км (после столкновения двух самолётов в Амурской области — гражданского Ан-24 с ракетоносцем Ту-16).
Джулиана Кёпке родилась в 1954 году в Лиме, в семье всемирно известного немецкого зоолога Ганса-Вильгельма Кёпке и не менее уважаемого орнитолога Марии Кёпке, до замужества Марии Эмилии Анны фон Микулич-Радецки — её предки происходили из польской аристократии. В начале 1950-х родители Джулианы переехали из Германии в Южную Америку и занялись изучением дикой природы. Подростком Джулиана посещала перуанскую среднюю школу, в то время как её мать и отец погружались в исследовательскую работу в самом сердце Амазонии. Сама Джулиана тоже не раз бывала в джунглях и была знакома с приёмами выживания в дикой природе, что впоследствии и спасло ей жизнь.
⠀
На злополучный самолет Джулиана и её мать сели спустя всего несколько часов после церемонии вручения дипломов об окончании средней школы. Они хотели отпраздновать это событие и Рождество вместе с отцом, оставшимся на биостанции, поэтому рискнули лететь над джунглями в грозу, несмотря на то, что их предупреждали о не очень хорошей репутации выбранной авиакомпании.
⠀
Как только самолёт набрал высоту, он сразу же попал в турбулентность, однако экипаж предпочёл продолжить полёт. В районе Анд их встретила гроза - пассажиры, выглядывающие из иллюминаторов, могли видеть рядом молнии, самолёт мотало из стороны в сторону мощными порывами ветра, а вскоре на высоте около 6400 метров его поразила особенно сильная молния. Буквально через несколько минут Джулиана увидела на крайнем левом двигателе яркое пламя. «Я увидела очень яркую вспышку на левом внешнем двигателе, — рассказывала потом она. — Моя мама очень спокойно сказала: «Это конец, всё кончено». И это были последние слова, которые я когда-либо от неё слышала».
⠀
Вслед за этим левое крыло самолёта оторвалось от фюзеляжа. Считается, что удар молнии ослабил крепление крыла и вызвал возгорание, которое и привело в результате к его окончательному отрыву. Авиалайнер начал неуправляемое падение на землю, на высоте примерно 3000 м он просто рассыпался, и находившиеся на его борту пассажиры выпали наружу. Среди них была и Джулиана, которая всё ещё была пристёгнута к своему креслу. Из-за перепадов давления и перегрузок она потеряла сознание и очнулась только на следующий день. Место падения самолёта находилось в 20 минутах полёта от Пукальпе, однако начавшейся спасательной операции помешало то, что дождь загасил огонь, а кроны деревьев скрыли обломки, поэтому с воздуха ничего не было видно.
⠀
После того, как Джулиана очнулась, она обнаружила, что сверху накрыта креслом, на котором сидела в самолёте. Она получила перелом ключицы, ушиб правого глаза, сотрясение мозга, разрыв связки в колене, повреждение руки и по всему телу - многочисленные глубокие порезы. Какое-то время Джулиана не могла ничего предпринять - она периодически теряла сознание и плохо видела — правый глаз затёк, и к тому же потерялись очки. А вокруг Амазония, грязная вода, ядовитые растения и змеи. Вероятность умереть была одинаковая - что идти вперёд, что остаться на месте. И девушка решила идти, не дожидаться спасателей, а выбираться самостоятельно. Она бросала вперёд обувь, чтобы понять, нет ли опасности, - и только потом делала шаг. В течение трёх дней она бродила по окрестностям и только на четвертый - нашла крупные обломки самолёта и несколько тел мёртвых пассажиров.
⠀
Джулиану парализовало от охватившего её ужаса — это был первый раз, когда она увидела мёртвые тела. Преодолев страх, девушка присмотрелась к рукам единственной среди погибших женщины. У неё был маникюр. Значит, это была не мама, потому что она никогда не красила ногти. «Я почувствовала невероятное облегчение, но следом меня охватил стыд — это ведь тоже чья-то мама, дочь», — вспоминала впоследствии Джулиана.
⠀
Шум от самолётов спасателей, искавших место катастрофы, она тоже слышала, но не смогла привлечь их внимание. В качестве еды Джулиана нашла лишь небольшой пакет с конфетами и сильно испачкавшийся пирог, есть который побрезговала, о чём позже очень сожалела. А вскоре девушка нашла ручей и направилась вниз по течению, поскольку идти так было значительно проще, чем продираться сквозь джунгли, и был шанс выйти к какой-то реке. При этом она понимала - ей грозили встречи с дикими животными, а в воде могли попасться змеи. Ночами Джулиане не удавалось поспать из-за насекомых и беспокоивших её ран; кроме того, на её правом плече образовался нарыв, в котором завелись личинки.
«Что бы я ни делала, мне было больно. Идти больно, стоять больно, меня мутило, и я как будто была во сне. Ела какие-то ягоды и жевала траву, хотя иногда даже это делать не было сил. Так прошло 10 дней, а потом я решила, что больше не могу. Не могу, и всё...», - расскажет позже она.
⠀
Наконец на десятый день пути Джулиана обнаружила на берегу ручья лодку и небольшой навес из листьев и веток. Рядом с шалашом она нашла небольшое количество бензина, которым обработала свою рану, после чего заснула на земляном полу и проснулась лишь после прихода хозяев лодки. «Утром меня разбудили голоса, показавшиеся мне пением ангелов. Появились трое мужчин. Когда они увидели меня, то сразу замолчали. Наверное, приняли за кого-нибудь вроде речной богини из местных легенд, гибрида дельфина и белокурой женщины», — рассказывала девушка.
То были местные лесорубы из маленького городка Пуэрто Инка. Они оказали Джулиане первую помощь, а на следующий день доставили в больницу. После этого на небольшом самолёте её переправили в Пукальпу, где она наконец встретилась с отцом.
⠀
Спустя ещё два дня было найдено наконец и место крушения, но к тому моменту все остальные выжившие пассажиры умерли. Как позже выяснилось, в числе выживших сразу же после падения была и мать девочки, но травмы не давали ей никаких шансов на спасение. Позже Джулиана сильно винила себя в том, что не смогла найти мать и помочь ей.
⠀
Известие о единственной выжившей в авиакатастрофе быстро разлетелось по всей стране, и журналисты стали осаждать больницу. Но Джулиана разговаривать с прессой отказалась. «Меня ещё долгое время преследовали кошмары, - вспоминала она. - Несколько лет я ещё горевала о потере своей мамы и обо всех тех людях, которые погибли в тот день. Я думала: почему я оказалась единственной, кто выжил? Эти мысли преследовали меня годами. Да и, наверное, всегда будут преследовать».
⠀
Джулиана пошла по стопам своих родителей - выучилась на биолога в Германии и позже вернулась в Перу. Она изучала летучих мышей, работала в зоологическом фонде и несколько раз в год вместе с мужем посещала перуанские джунгли, где находилась ботаническая станция - как раз в тех местах, где упал самолёт.
Женщина уверена, что джунгли сохранили ей жизнь, поэтому она посвятила много лет работы охране этого уголка природы, который в конце концов стал заповедной зоной. В возрасте 57 лет по своим воспоминаниям о той жуткой катастрофе Джулиана Кёпке написала книгу «Когда я упала с неба». В ней она поделилась не только личными моментами своего выживания и спасения, но и своей жизнью после этого.
⠀
67-летняя Джулиана до сих пор пользуется настенным календарём, и каждое 24 декабря у неё отмечено красным. В этот день 50 лет назад она умерла для всех - и воскресла снова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 15