Как сломалась жизнь дрессировщицы из «Полосатого рейса».
Она была известна на весь мир. Ею восхищались и обычные люди, и политики, и коллеги, и конкуренты. Это была первая женщина в СССР, которая не побоялась завести дружбу с полосатыми хищниками. Но какой бы сильной ни была женщина, мир для неё перестаёт существовать, когда она лишается того, с кем прожила бОльшую часть своей жизни. Так произошло и со знаменитой укротительницей тигров Маргаритой Назаровой, потерявшей славу, рассудок и смысл жизни после смерти любимого мужчины, с которым она прожила четверть века.
В архивах киноплёнок Маргарита навсегда останется «Королевой тигров» – невероятно красивой женщиной со стальным характером и железными нервами. Однако мало кто знает, как на самом деле чувствовала себя звезда на арене: чего она боялась, и кто помогал ей справиться со стрессом.
Маргарита Назарова родилась в 1926 году в Царском Селе в семье учительницы младших классов и лесника, поэтому близко познакомиться с животными ей довелось ещё в раннем детстве. Однажды отец принёс домой из леса маленького медвежонка, у которого браконьеры убили мать. Девочка всё лето провозилась с косолапым, пытаясь научить его танцевать, но ничего у будущей дрессировщицы так не и вышло — малыша отдали в зоопарк.
Зато Маргарита сама прекрасно умела танцевать (начиная с 7 лет она посещала занятия в балетной студии), и этот навык изменил её будущее и не однажды спас жизнь.
К сожалению, беззаботное детство закончилось очень быстро. Когда девочке было 15 лет, началась Великая Отечественная война. Когда её отца призвали в ряды Советской армии, Маргарита вместе с матерью и двумя младшими сёстрами отправилась к тёте в Павловск. Но так случилось, что там девушка попала в плен к фашистским захватчикам и была отправлена в Германию.
Назаровой повезло - она неплохо знала немецкий язык и потому оказалась в качестве прислуги в доме богатых господ в Гамбурге. Как вспоминала сама дрессировщица, там к ней относились хорошо, но вскоре её отправили работать в местное кабаре в качестве танцовщицы.
Однажды в ночное заведение ворвались советские солдаты с оружием, и девушка, испугавшись, закричала на русском. Так, вскоре Маргарита вернулась домой.
Её семья тогда жила в Латвии, и денег на пропитание не хватало. И молодой артистке пришлось устроиться в кордебалет в местном театре – это и помогло семье выжить. Маргарита ничего не боялась и бралась за самые сложные номера, за что в скором времени получила прозвище «отчаянная балерина».
⠀
Но бесстрашная Назарова не собиралась останавливаться на этом. Вскоре она устроилась на работу в коллектив «Цирк на сцене», где выступала со своим танцевально-акробатическим номером. Постепенно Маргарита начала вводить в свои номера и животных: это были собаки, кошки и лошади — о тиграх Назарова в то время ещё не думала. А через 8 лет работы в цирке отважной девушке захотелось чего-то нового, и она придумала опасный номер с использованием гоночных мотоциклов, хотя сама практически не умела водить.
⠀
Однажды после очередного представления, во время которого Назарова гоняла по вертикальной стене цирка, к ней подошёл высокий, статный молодой человек, дрессировщик тигров Константин Константиновский, и предложил поработать вместе с ним. «Что это вы вдруг на мотоцикл пересели? - спросил он. - Животных бросили? А я вот хотел с вами вместе поработать. Мне нужна артистка-дрессировщица». В этот момент жизнь Маргариты круто изменилась. Она встретила любимого мужчину и нашла главное дело своей жизни.
⠀
Именно тогда «отчаянная балерина» впервые открыла для себя безумно интересный мир укротителя животных. Вместе с Константиновским она кормила тигров, и хотя в своё отсутствие он категорически запрещал ей даже приближаться к клеткам, втайне от него сидела возле хищников, разговаривая с ними.
Первое выступление Назаровой в качестве дрессировщицы состоялось в Калуге. Тогда о ней писали: «Изящная женщина в поблёскивающем костюме входит в клетку и щёлкает бичом. Ей навстречу медленно, один за другим, мягко ступая большими лапами, пробираются тигры… Опасно? Конечно. Но женщина не страшится зверей. Легко, словно играючи, заставляет их выполнять сложные трюки. Но вот один из тигров разозлился. Бьёт хвостом, становится всё грознее. Тогда дрессировщица подходит к зверю и спокойно просовывает ему в пасть руку, заставляя замолчать. Мёртвая тишина стоит в цирке. Зрители ошеломлены мужеством дрессировщицы».
Но что стояло за этим «мужеством дрессировщицы», знали немногие.
В своём дневнике Назарова писала: «В клетке мне не бывает страшно. Это, наверное, как на фронте: пугаться некогда, надо действовать. Смелость ли это? Не знаю. Мне ещё очень помогает и то, что на каждом представлении за моей спиной стоит Константин. В случае чего он мгновенно придёт мне на помощь. Может быть, ещё и поэтому мне не бывает страшно в клетке». А еще про хищников она говорила: «Я их не боюсь, я им верю».
⠀
Роман Константиновского и Назаровой длился целый год и закончился свадьбой вопреки желанию родителей: мать Константина, Елизавета Александровна, была настроена против невестки - она считала дрессировщицу плохой нехозяйственной женой. Но не только родители, многие не понимали эту отчаянную семью: Константин ставил опасные трюки, рисковал жизнью и подставлял свою спину, чтобы его жена блистала на сцене. Порой укротительница тигров и сама не осознавала, насколько большую роль в её карьере играет муж. Он не переставал учить её новым приёмам, ставил номера и страховал во время каждого выхода на арену. Константиновский скромно стоял за каждой победой жены, был автором всех её впечатляющих трюков. Он был главным её поклонником и делал всё, чтобы жена купалась в лучах славы. Но по-настоящему большой успех пришёл к Маргарите Назаровой после выхода фильма «Укротительница тигров».
⠀
Не всем известно, что в 1954 году съёмки блистательной картины были под угрозой: исполнительница главной роли Людмила Касаткина наотрез отказалась выполнять опасные трюки и входить в клетку к хищникам. Тогда в качестве дублёрши дирекция «Ленфильма» и пригласила Назарову.
Времени для подготовки опасных трюков с животными оставалось мало. А самая главная проблема заключалась в том, что хрупкая девушка ещё никогда не работала с тиграми один на один (за её спиной всегда был Константиновский).
Чтобы приучить хищников, дрессировщики пошли на хитрость: они стали обращаться с тиграми очень сурово, а Назарова их успокаивала и ласкала. Метод «кнута и пряника» сработал, и очень скоро животные привязались к Маргарите. Зато дрессировщиков-мужчин тигры возненавидели, особенно Константиновского. Это привело к тому, что однажды на репетиции один из тигров прыгнул на него и когтями содрал куртку вместе с кожей.
⠀
Съёмки фильма были напряжёнными и опасными, и потому, чтобы, с одной стороны, показать опасных хищников во всей красе, а с другой — не ставить жизнь актёров под угрозу, специалистам киностудии «Ленфильм» пришлось изобретать и использовать самые передовые на тот момент методы съёмки. Так, например, очень часто использовали трюк, который называется «блуждающая маска». В тех сценах, где герои как-то взаимодействуют с тиграми, между ними на самом деле была натянута металлическая страховочная сетка. На съёмках выбирался такой ракурс камеры, чтобы сетка становилась не видна. Потом картинку доводили до совершенства на монтаже. В тех же сценах, где сетку натянуть было невозможно, Касаткину дублировала Назарова. Правда, они были не очень похожи внешне, поэтому дрессировщицу приходилось снимать в основном со спины и в парике.
⠀
Кстати, именно на съёмках «Укротительницы тигров» Маргарита Назарова познакомилась с бенгальским тигром по имени Пурш, который позже стал её любимым цирковым питомцем. От новорожденного Пурша отказалась мать, и дрессировщикам пришлось выкармливать его из бутылочки. В таких условиях тигры вырастают совершенно ручными, но Пурш был по-настоящему уникальным. Назарова выводила его гулять на поводке, как собаку, купалась вместе с ним в реке и катала тигра в машине. Впоследствии все эти трюки были использованы в фильме «Полосатый рейс». Но самое невероятное - то, что Назарова, по свидетельствам очевидцев, несколько раз брала с собой тигра ... в ресторан. Хищник смирно сидел возле стола и внимательно наблюдал за окружающими, не проявляя никакой агрессии. Естественно, после подобных эпизодов Назарову стали считать не просто звездой, а буквально гением дрессировки.
Фильм «Укротительница тигров» впервые показали на советских экранах в 1955 году, и он сразу стал культовым. Создатели картины не стали скрывать имя дублёрши, поэтому все хотели посмотреть на настоящую укротительницу тигров, которой в то время было всего 29 лет. Начались бесконечные гастроли Назаровой и Константиновского, блистательные победы на фестивалях. И пока открытки с изображением «королевы тигров» продавались в киосках наряду с портретами известных артистов, в семье дрессировщиков постепенно нарастало напряжение.
⠀
Константиновского давно стала удручать второстепенная роль и теневое присутствие в успехе жены, и в семье начались конфликты. Но помимо уязвленного самолюбия Константина Александровича беспокоили и многочисленные поклонники жены, он сильно ревновал. Разногласия между супругами сгладились лишь к 1960 году, когда у них родился сын Алёша. Кстати говоря, это был второй сын Маргариты и Константина (их первый сын, которого они хотели назвать Александром, умер во время рождения. Это была врачебная ошибка, и родители кое-как смогли смириться с этим горем). Рождение Алёши буквально спасло семью. А уже через месяц после появления ребёнка Назарова и Константиновский были занята на съёмках фильма «Полосатый рейс», сценарий которого писался специально «под Назарову».
⠀
По одной из версий, история «Полосатого рейса» началась с визита в Москву в 1960-м году короля Эфиопии Хайле Селассие II. Никита Хрущёв пригласил высокого гостя в цирк - специально на выступление Маргариты Назаровой. Когда после программы дрессировщицу вызвали в ложу к партийным деятелям, Хрущёв похвалился перед гостем: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Эти слова прозвучали как сигнал к действию. И вот уже через три месяца картина с Назаровой стояла в плане киностудии «Ленфильм» под рабочим названием «Полосатый рейс».
⠀
Это было сложнейшее задание для киностудии - известно, что, приступая к работе над комедией, режиссёр Владимир Фетин шутил: «Постараемся сделать весёлый интересный фильм, если останемся живы…»
В съёмочной группе по рукам ходила инструкция, где было написано: «Если к тебе в каюту неожиданно войдёт тигр и возьмёт твою ногу в пасть, ни в коем случае не нужно вырываться, нужно просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду. Ему станет неинтересно, и он уйдёт».
⠀
Много курьезных ситуаций случалось во время съёмок фильма. И одна из них произошла с Евгением Леоновым, который очень боялся хищников. Решили, что вместо него намыленным в ванне будет сидеть Константиновский. Но так как нужно было сидеть к тигру спиной, дрессировщик отказался. «Спиной - это не интересно и не смешно, - убеждал он режиссёра Фетина. - Нужно сидеть лицом к тигру. Поговорите с Леоновым». Режиссёр уговорить актёра не смог, но Константиновский всё-таки убедил его сняться хотя бы в одном дубле.
⠀
Когда артист сел в ванну, намылил лицо, Константиновский тут же подал знак впустить в декорацию тигра. Вошёл Пурш, подошёл к тумбочке, потом к ванне и неожиданно ткнулся носом в руку Леонова. Когда актёр стал промывать водой глаза, он увидел уставившуюся на него морду тигра. И, дико икнув, очень естественно нырнул на дно.
Пурш попытался достать актёра лапой. Леонов выскочил из ванны, полуголый бросился к выходу и вскоре оказался в рубке. Правда, эту сцену потом пришлось согласовывать с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой, и она дала добро на такой мужской «стриптиз». Сам Евгений Павлович не раз потом рассказывал об этом эпизоде на творческих вечерах.
⠀
Как вспоминала Назарова, во время съёмок приходилось много импровизировать: «Дублей в этом фильме не было, а были варианты. Зверь не может дважды повторить задание. Приходилось мгновенно реагировать на неожиданные повороты». Но результат работы над фильмом того стоил: люди часами томились в длинных очередях, чтобы купить билет на «Полосатый рейс», а комедия сразу вошла в список золотой классики советского кинематографа.
⠀
К сожалению, после яркого и высокого взлёта в карьере артистов часто следует головокружительное падение. Так случилось и с Назаровой: с каждым годом её тигры всё меньше интересовали публику, а в семейной жизни амбициозных дрессировщиков возникало всё больше проблем.
В 1962 году Константиновский решил уйти от жены и создать свой собственный аттракцион с хищниками.
⠀
Но разлука была недолгой. Семью воссоединил маленький сын, а сами дрессировщики признавались: «Мы занимаемся воспитанием сына, когда не заняты воспитанием тигров». Хищники не только всегда объединяли их семью, но и становились причиной трагедий в их семье. Так, в 1964 году любимый тигр Маргариты, 12-летний Пурш, скончался от осложнений, вызванных сахарным диабетом. Его смерть стала для дрессировщицы сильнейшим потрясением, с которым, как считают её друзья и коллеги, она не справилась до конца жизни.
А через несколько лет случилось ещё более страшная трагедия. Однажды во время дрессировки молодая тигрица, играя, поранила когтями Константину Александровичу голову, после чего у него началось воспаление мозга. Шансов на спасение практически не было, и дрессировщик после неудачной операции умер в больнице на 50-м году жизни.
⠀
Маргарита тяжело перенесла смерть мужа и только спустя полтора года смогла вернуться к работе. Ей было всего 45 лет. Ещё 12 лет она выходила на арену, вот только недалеко от сцены, на которой выступала Назарова, вместо её мужа теперь всегда стоял врач...
⠀
Психическое здоровье - крайне хрупкая вещь. Работа дрессировщицы отнюдь не способствует его укреплению: это стресс и постоянные травмы. Не избежала этого и Маргарита Назарова...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 23