Трамвайное хозяйство было настолько разрушено, что восстанавливать
его практически не имело смысла – нужно было либо строить новый трамвай,либо организовать другие виды городского транспорта. По
заданию Министерства коммунального хозяйства РСФСР 12 июня 1944 г.
была составлена справка о состоянии трамвая в Севастополе:
«1. Пути за время военных действий и немецкой оккупации подверглись следующим разрушениям: а) уничтожен полностью Балаклавский маршрут на протяжении 12 км; сохранившиеся 2 км этого маршрута в городе имеют частичное повреждение от бомб; б) остальные участки городских путей имеют повреждения до 20% от бомб и снарядов. Из общего числа путей уничтоженными можно считать 50%.
2. Контактная сеть была отремонтирована на металлических трубчатых опорах и частично на решетчатых, а на маршруте Севастополь-Балаклава – на деревянных опорах с кронштейнами. Немецкими оккупантами сеть уничтожена на всем протяжении – провод и подвесная арматура увезены; опоры за исключением небольшого количества, уничтожены.
3. Парки и мастерские. Трамвай имел два парка – Городской и Корабельный. Городской парк, вместимостью 36 вагоно-мест, не имел мастерских и оборудования. В нем проводился ночной и профилактический осмотр. Парк Корабельной стороны, вместимостью 8 вагонов, имел мастерские со следующим оборудованием: токарных станков – 2, токарно-винторезный – 1, строгальный – 1, колесно-токарный – 1, пресс для формирования колесных пар, электросварочный аппарат СТ-2, ленточная пила – 1, круговая пила – 1. В парке Корабельной стороны проводились все виды ремонта вагонов.
Городской парк вместе со стоявшими в нем вагонами разрушен двухтонной авиабомбой и восстановлению не подлежит. Здание парка
на Корабельной стороне, вместе с мастерскими, сохранилось и приспособлено оккупантами под локомобильную электростанцию
на 400 квт, которая сохранилась и в настоящее время эксплуатируется Крымэнерго. Оборудование мастерских разграблено.
4. Тяговые подстанции. Трамвай имел две тяговые подстанции: одна на 2 ртутно-выпрямительных агрегата находилась на середине Балаклавского маршрута, вторая – в помещении городской электростанции на 1 ртутный выпрямитель и два одноякорных преобразователя по 150 квт каждый. Балаклавская подстанция уничтожена вместе с оборудованием. Импортные комплектные ртутники мощностью 600 квт, перенесенные в помещение водной станции на площади 3-го Интернационала, сохранились. Одноякорные преобразователи, как и другое оборудование городской электростанции, подорваны.
5. Подвижной состав. Весь подвижной состав уничтожен и поврежден. Поддается восстановлению только 4 моторных вагона, стоящих на территории службы пути, у которых сохранились тележки и тяговые двигатели. Контроллеры, проводка, кузова и крыши сильно повреждены… Из 58 трамвайных вагонов осталось 6 вагонов, которые требуют капитально-восстановительного ремонта.
Ввиду полного разрушения тяговых подстанций, парка, мастерских и подвижного состава, никаких средств на работы по трамваю на 1944 год не предусматривается.» (ЦГА РФ, ф.А-314. оп.1,д.6668,лл.5-6).
Уничтожено имущества на 8,576.644 рублей; для частичного восстановления необходимо 759.730 рублей».
Вопрос о восстановлении трамвая рассматривался на заседании
исполкома горсовета в октябре 1944 г.
Комментарии 1