Тем не менее в первом квартале 2024 г. ситуация заметно изменилась.
Доля граждан Казахстана среди подавших заявления об участии в программе выросла до 42,7%, а Таджикистана – сократилась в 3,5 раза
и составила 9,4%.
Третье место заняла Киргизия (9,1%), где, по данным на 2022 г., проживало 335 тыс. этнических русских, что позволяет предполагать их заметное участие в программе. Примечательно, что на четвертом месте в этом «рейтинге» оказался Узбекистан (8%), а Армения, которая год назад
была второй, опустилась на пятое (7,9%).
Общая закономерность – сокращение числа заявлений из стран, где русского населения мало (Армения, Таджикистан), и увеличение – из государств, где сохраняется их заметное демографическое присутствие (Казахстан, Киргизия). Второе место Таджикистана, по-видимому, объясняется инерцией предыдущих лет, а также успевшими сформироваться миграционными сетями благодаря уже переселившимся
в Россию таджикистанцам.
Изменения в составе участников программы переселения произошли неслучайно. С 1 января 2024 г. вступил в силу указ президента РФ от 30.03.2023 г. № 219, в соответствии с которым прием заявлений от участников программы осуществляется при условии владения ими русским языком «на уровне, достаточном для общения в устной и письменной
форме в условиях языковой среды».
Подтвердить его можно тремя способами:
1) предоставив документ о получении образования (не ниже основного общего) в государстве бывшего СССР до 1 сентября 1991 г.
или в России после этой даты;
2) с помощью документа об образовании, выданного на территории государства, где русский язык является государственным;
3) пройти собеседование в специальных комиссиях по признанию претендента, владеющего русским языком, которые создаются МВД
в регионах-участниках программы.
Языковой «фильтр» и стал главным препятствием для участия в программе граждан Таджикистана и Армении, где уровень владения русским языком оставляет желать лучшего. Таджикистан наряду с Узбекистаном и Туркменией относится к странам Средней Азии с низким уровнем распространения русского языка, поскольку им свободно владеет
менее трети населения.
После распада СССР доля владеющих им жителей Таджикистана упала с 36,4% (1989) до 26,5% (2010), что не могло не сказаться на потоке трудовых мигрантов в Россию, который к тому же в значительной мере происходил из сельской местности. Аналогичная тенденция наблюдалась
в Армении, где удельный вес владеющих русским языком с 1989 по 2010 г.
снизился с 44,3% до 30,1%.
Более того, в отличие от Таджикистана, где русский имеет статус языка межнационального общения, в Армении, как подчеркивало руководство республики задолго до прихода к власти Н. Пашиняна, он вообще
является иностранным.
В Казахстане и Киргизии процент русскоязычного населения изначально был выше, а после распада СССР он не сократился, а, напротив, еще более увеличился. Поэтому введение языкового «фильтра» закономерно привело к увеличению числа претендентов из двух этих стран и сокращению
из Таджикистана и Армении.
По данным МВД, приведенным в отчете за первый квартал 2024 г., потенциальными участниками программы было подано 2,2 тыс. заявлений
о признании их владеющими русским языком. Специальными комиссиями было проведено 1,5 тыс. собеседований, по итогам которых владеющими
языком были признаны менее половины (0,6 тыс.).
Несмотря на это, удельный вес таджикистанцев среди получивших свидетельства участников программы все еще остается высоким.
За первый квартал этого года доля граждан:
Казахстана среди них составила 36%,
Таджикистана – 19,4%,
Киргизии – 6,4%.
Причина в том, что оформление документов началось до 2024 г., когда языковой «фильтр» еще не действовал. По той же самой причине среди переселившихся в Россию участников программы таджиков – еще больше. Процент граждан Таджикистана среди таких переселенцев
в январе-марте составил 31,1%:
Казахстана – 25,2%,
Армении – 10,3%.
То есть приток коренного населения азиатских стран СНГ в Россию пока сохраняется «по инерции», как результат предыдущей версии программы.
В целом же программа переселения соотечественников требует дальнейшего реформирования. Владение русским языком не может быть единственным «фильтром» на пути участия в программе хотя бы потому, что, приложив определенные усилия, его можно выучить. В связи с этим идея утверждения на законодательном уровне списка коренных народов России, в который войдут исторически проживающие на ее современной территории этносы, за исключением имеющих свои национально-государственные образования за рубежом (но включая белорусов
и украинцев как составных частей «большого» русского народа),
заслуживает пристального внимания.
Комментарии 15
Верхушки-Вы вообще будите уже думать о будущем России?!... 8oi
Все должны уехать на свою родную землю.
Пусть там живут счастливо и размножаются. И всем будет очень хорошо!