Андрей Яковлевич Баклан — советский военный лётчик, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, в годы Великой Отечественной войны — командир звена 434-го истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии Сталинградского фронта, старший лейтенант. Герой Советского Союза (23.11.1942), полковник запаса с 1963 года.
Родился 10 (23) июля 1917 года в селе Калиновка, ныне Витовский район Николаевской области, в семье крестьянина. Украинец. Семья была большая: кроме Андрея, самого младшего, ещё 3 брата и 4 сестры. Братья Баклана погибли в борьбе с петлюровцами.
В Красной Армии с 1938 года, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. Лейтенант А. Я. Баклан в составе своего 49-го авиаполка был направлен на Карельский перешеек, где совершил около 40 боевых вылетов на штурмовку финских войск и сопровождение своих бомбардировщиков, за что был награждён орденом Красного Знамени. Этой же награды был удостоен и сам 49-й истребительный авиаполк.
Великую Отечественную войну Баклан встретил на западной границе, в кабине истребителя. 23 июня чуть не погиб при налёте на аэродром группы Ме-110.
В июле 1941 года при штурмовке аэродрома в Новгороде-Северском Баклан сбил на взлёте свой первый «Мессешмитт». В августе над Бахмачом уничтожил корректировщик Hs-126, а выбросившийся с парашютом лётчик был взят в плен.
К февралю 1942 года, когда Баклан был переведён в 521-й истребительный авиаполк, в эскадрилью Ивана Клещёва, на его счету было уже 6 побед.
В мартовский день 1942 года звено советских истребителей одержало победу в воздухе над 18 бомбардировщиками и 9 истребителями противника. Это был уникальный, беспримерный бой, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск.
В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено в составе Андрея Баклана, Семёна Селищева и Владимира Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую группу пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных лётчиков ринулись на врага. Ими было сбито 5 самолётов, а Бакланом лично — 2. Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад. Через несколько дней командующий воздушной армией М. В. Громов, в торжественной обстановке, вручил отважным лётчикам ордена Ленина.
Летом 1942 года А. Я. Баклан был переведён в 434-й истребительный авиаполк. Лётчики этого полка отличились в боях под Сталинградом, где сбили 90 самолётов противника. В день своего 25-летия Баклан сбил Ме-109, сам подвергся атаке тройки, был ранен в руку. От преследования он уходил на столь малой высоте, что один из «мессершмиттов» задел за землю и взорвался.
В начале сентября 1942 года полк пересадили на самолёты Як-7Б. В первом же вылете на новой машине Андрей Баклан сбил итальянский истребитель Макки-200.
К октябрю 1942 года Баклан совершил 400 боевых вылетов, из них 57 вылетов на штурмовку войск, танков и мотоколонн противника. За успешное выполнение штурмовых действий группа, в которой он действовал, отмечена благодарностями от наркома обороны и главнокомандующего Юго-Западным направлением Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Красной Армии» от 23 ноября 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» старшему лейтенанту Баклану Андрею Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 755).
Фрагмент из представления на звание Героя: «В наиболее напряженные дни боевой работы производил по 5-7 боевых вылетов, причем почти каждый из них сопровождался воздушными боями. В составе звена советских истребителей провел беспримерный в истории воздушных сражений бой с 18 бомбардировщиками и 9 истребителями противника, где сбиты 5 вражеских самолетов, 2 из которых упали объятые пламенем от меткого огня мужественного летчика старшего лейтенанта Баклан. Участвуя на Юго-Западном фронте провел бесстрашный бой одного против 7 истребителей противника , уничтожил 2 Ме-109ф и, будучи тяжело ранен в руку, сумел сохранить свой самолет.»
В июле 1944 года Баклан совершил 17 боевых вылетов, провёл 4 воздушных боя, сбил 3 истребителя противника и был награждён орденом Суворова 3-й степени.
В начале сентября для противодействия этой группе была отправлена эскадрилья гвардии майора А. Я. Баклана, усиленная парой И. Кожедуба и Д. Титаренко. За короткий период, с 20 сентября по 12 октября, наша группа сбила 12 вражеских истребителей. Одну из побед Баклан одержал 23 сентября, сбив FW-190.
В 1945 году А. Я. Баклан был откомандировали в Москву, где он получил направление на Дальний Восток. Вскоре ему довелось принять участие в боевых действиях наших войск против милитаристской Японии. Будучи командиром эскадрильи, гвардии майор А. Я. Баклан сопровождал наши бомбардировщики и осуществлял воздушное прикрытие танковых колонн, преодолевавших Хинганский хребет. Всего за годы войны А. Я. Баклан совершил более 700 успешных боевых вылетов, сбил лично 20 и в группе с товарищами 21 самолёт противника. За время войны он летал на самолётах: И-153, Як-1, Як-7, Ла-5 и Ла-7.
После войны командовал полком. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17. В июне 1952 года был назначен командиром 851-го учебного авиационного полка, входившего в состав 151-го ВАУЛ (Сызрань). По состоянию здоровья в 1957 году ему пришлось оставить полёты. Работал преподавателем в лётном училище. В 1963 году в звании полковника вышел в запас. Жил в Пскове, где работал начальником отдела областного управлении связи. Занимался большой общественной работой по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Написал книгу воспоминаний о войне «Небо, прошитое трассами». Умер 20 мая 1985 года.
Похоронен на Орлецовском кладбище в Пскове.
Комментарии 3