Этот тракт играет огромную роль в снабжении рабочих золотоносного Алданского района, в борьбе за увеличение золотодобычи.
До сих пор снабжение рабочих встречало большие затруднения. Своей продовольственной базы Алдан не имел. Район имеет грузовые машины и автобусы, но все же не успевает полностью снабжать Алдан. Основную роль в снабжении Алдана продуктами и фуражом выполняла зимняя гужевая дорога из Исити (на Лене) до Томмота. По этой дороге из Вилюйска - богатого скотоводческого района, идут по зимней дороге гужом мясо, масло и мороженое молоко, перегоняются партии скота по две-три тысячи голов в год. Но перевоз продовольствия гужом является большим накладным расходом. В настоящее время здесь закончен Чуранский автозимник (тракт). На 200 км в глухой тайге, где трудно было передвигаться из-за бурелома и болот, раскорчевана просека в двенадцать метров ширины и проделаны земляные работы по нивелировке полотна дороги. Тракт запроектирован удачно - он прямой и имеет спокойный профиль. Поднявшись от Лены несколькими виражами вдоль пологого «распада», дорога идет ровно, без больших подъемов, встретив реку Ботому, далее вдоль реки Торы, пересекает Амгу и выходит к реке Алдан.
Тракт оборудован через каждые 20 км зимовниками, в конечных пунктах построены большие гаражи.
В начале октября партии рабочих заканчивали работы. Удалялись большие камни, срывались последние неровности. Приехавшие подрывники рвали скалы. В одном месте пришлось объехать тракт прежней дорогой: весь путь был пересечен массой изогнутых корней, земля между ними была выбита. Лошади, осторожно переступая, все время спотыкались о корни и камни или вязли в топких местах.
Дорога получила грузовые машины. С первым зимним путем они повезут алданским рабочим продукты питания.
Через два года этот зимник будет превращен в автодорогу, работающую круглый год, и тогда связь с Леной найдет наиближайший выход.
В 1933 году произведены изыскания по продолжению Чуранского тракта до г. Якутска, и уже текущей зимой 1933 - 1934 гг.. Чуранский тракт будет связан с Якутском автомобилями по реке Лене.
Постскриптум к статье. Увы, из-за топких мест, трясин и болот, этот тракт впоследствии был закрыт. Напоминанием о нём сохранился лишь магазин по имени "Чуранский" в конце улицы Шахтёрской в Нижнем Куранахе. Видимо в нём отоваривались путники тракта (шутка). Да ещё, мне рассказывали, что на этом зимнике до сих пор стоят некоторые застрявшие в грязи машины. По горам от Алдана, Томмота до Качикатц и Нижнего Бестяха построена новая автомобильная дорога. Через Лену на другой берег до Якутска зимой существует ледовая переправа, а летом, в конце весны и начале осени - паромная.
Комментарии 23
Папа мне рассказал про историю, произошедшую с ним около магазина "Чуранский" Нижнего Куранаха в 1975 году. Как-то зимним вечером он вёз дрова с лесоделяны реки Селигдар. Кстати, одноимённый Чуранский тракт проходил в 1930-е годы через посёлок Нижний Куранах по реке Куранах, далее, по реке Селигдар до реки Алдана. Поскольку рабочий день закончился, то к нему в кабину КрАЗа сел грузчик, чтобы доехать с ним домой до Алдана. Неожиданно пассажир стал слёзно просить моего папу заехать в Чуранский магазин за водкой. Магазин был на окраине посёлка, но заезжать в посёлок грузовым машинам уже тогда было запрещено. Для объезда посёлка существовала объездная дорога. Но грузчик очень просил папу заехать в Чуранский, говорил, что дома в семье ему нужно отметить какое-то важное событие. Отец сжалился, и подъехал к магазину. Грузчик отправился в Чуранский магазин за бутылкой. На улице стояла кромешная зимняя темень. Неожиданно к папе в кабин...ЕщёДырка в талоне предупреждений водительских прав.
Папа мне рассказал про историю, произошедшую с ним около магазина "Чуранский" Нижнего Куранаха в 1975 году. Как-то зимним вечером он вёз дрова с лесоделяны реки Селигдар. Кстати, одноимённый Чуранский тракт проходил в 1930-е годы через посёлок Нижний Куранах по реке Куранах, далее, по реке Селигдар до реки Алдана. Поскольку рабочий день закончился, то к нему в кабину КрАЗа сел грузчик, чтобы доехать с ним домой до Алдана. Неожиданно пассажир стал слёзно просить моего папу заехать в Чуранский магазин за водкой. Магазин был на окраине посёлка, но заезжать в посёлок грузовым машинам уже тогда было запрещено. Для объезда посёлка существовала объездная дорога. Но грузчик очень просил папу заехать в Чуранский, говорил, что дома в семье ему нужно отметить какое-то важное событие. Отец сжалился, и подъехал к магазину. Грузчик отправился в Чуранский магазин за бутылкой. На улице стояла кромешная зимняя темень. Неожиданно к папе в кабину кто-то постучал. Оказалось, сзади подъехал неизвестно откуда взявшийся автоинспектор. За нарушение, проезд под запрещающий знак, гаишник потребовал водительский талон, но, говорит, у меня нет компостера, чтобы сделать в нём дырку. И достает из кармана обыкновенный гвоздь длиной 5 сантиметров и начинает крутить в талоне дырку острым концом гвоздя. Дырка получилась неровная, с лохмотьями бумаги по краям.
Вот такая история. В талоне предупреждений в СССР были различные графы однотипных нарушений. Если в течение года у водителя накапливались 3 «дырки» в одной графе, то такого водителя лишали прав и для того, чтобы их вернуть, необходимо было снова сдавать экзамен по правилам дорожного движения. "Водительское удостоверение тогда отбирали.
Вопрос: Чем же вы их делали,если у вас даже компостера нету?
Ответ шокировал: Гвоздичком,Саня,гвоздичком. Компостер то ты нам забыл выдать.
Так вот,Юрий,наверное в этот день твоему папе проковыряли дырку в талоне.
А магазин Чуранский был знаменит тем,что многие водители будучи уже навеселе,ехали в него за добавкой.
О бойкой торговле спиртным,уже писали. Кроме того он стоял на улице с односторонним движением. Так что нарушения ПДД там не были редкостью.