ПРАЗДНИК СЕЛА
В ЭТОТ ДЕНЬ ПОГОДА НЕ БАЛОВАЛА КЕЖМАРЕЙ, НО ЛЮДИ, ОТЛОЖИВ НА ВРЕМЯ СВОИ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ АВГУСТОВСКИЕ ЗАБОТЫ И ХЛОПОТЫ, ПОТЯНУЛИСЬ ЗА ОКОЛИЦУ НА ВСЕМ ХОРОШО ЗНАКОМОЕ МЕСТО — ХУТОР УТЯЧИЙ. ТАМ, НА БЕРЕГУ РЕЧКИ КЁЖМЫ, И РЕШЕНО БЫЛО СПРАВЛЯТЬ 325-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА.
Пришедших уже ждали торговые ряды, организованные райсеверпотребсоюзом, торговым отделом К-100, общепитом. В наше не богатое товарами время они предложили покупателям отведать традиционные ангарские блюда: ватрушки, шаньги, пироги с рыбой из русской печи, блины, квас и т. д. Порадовало взрослых и детей «экзотическими» персиками и яблоками, а также колбасой малое торговое предприятие «Надежда».
Неожиданно посыпал с неба ненужный в этот день дождь. И все же, несмотря на непогоду, люди все подходили и подходили. Невдалеке под елками, которые служили шатром от дождя, самоотверженно играл духовой оркестр под руководством Николая Хвостика.
Затем на возведенном специально для праздника помосте начался концерт самодеятельных артистов и коллективов, который вела Галина Елизаровна Воробьева. Звучали русские народные и современные песни, исполнялись танцы, А. Ф. Карнаухов читал свои стихи о родной земле. Зрители часто становились артистами. Так случилось во время исполнения частушек, а затем танцев. Очень понравилось всем выступление мужской вокальной группы и самозабвенное пение маленькой- Юлечки Сизых. После ее выступления прозвучала шутливая реклама: «Приводите детей в детский сад «Буратино» — там всему научат!»
Мне не хотелось бы самой делать какие-либо выводы по поводу того: получился ли этот день праздником или просто массовой попойкой. Пусть лучше об этом скажут те ангарцы — люди разных возрастов и профессий,— с которыми мне удалось побеседовать. А начала я свои встречи с непосредственного организатора и вдохновителя праздника на Утячьем К. С. Бахаревой. Ей и всем остальным был задан вопрос: что вы думаете о проведении такого праздника? Что вы скажете о его организации?
К. С. Бахарева, зам. председателя сельского Совета:
— Праздники сел проводить надо. И не прощание с деревней, а именно праздники. Необходимо возрождать село. А прощаться, если не дай Бог это случится, будем на берегу Ангары. Эта встреча сельчан очень важна для молодежи, она единит, побуждает к общению. Приятно видеть улыбки на лицах молодых, они на время отвлеклись от повседневных забот и проблем. Только вместе, только сообща мы выстоим. Вот мое пожелание всем сельчанам нашего района.
Н. Г. Глызина, работник райсеверпотребсоюза:
— Не хлебом единым жив человек. И не митинги главное в нашей жизни, а простое человеческое общение, веселье, где нет места злобе, зависти, сплетням, которые заполнили нашу жизнь. На этом празднике происходят добрые встречи старых друзей. Приятно смотреть концерт, общаться — даже дождь не помешал.
И. И. Привалихин, мастер: ,
— Давно пора было провести такую встречу кежмарей и отмечать каждый год праздник села. Ведь было же раньше традиционное массовое гулянье после отсева. Собиралась на Утячьем вся Кежма, а теперь эта традиция забыта. Праздник удался, организован неплохо. Народ веселится, общается, встретились приехавшие из других мест кежмари.
Т. И. Макарова, инженер-строитель (г. Москва):
— Почему я приехала на этот праздник? Очень хотелось встретиться с ангарцами, со своими одноклассниками. Было приятно услышать вновь ангарские песни и стихи Алексея Федоровича. Праздник очень веселый, интересный и необычный. Пожелаю, чтобы и 400 лет Кежма отмечала здесь же, на Утячьем.
3. А. Воловик, продавец:
— Хотим, чтобы Кежма стояла, и не ушли мы в затишье. А наши люди могут веселиться.
Е. В. Брюханова, пенсионерка:
— Мы отнеслись к празднику со всей душой. Вот даже сейчас готовимся к выступлению на сцене. Побольше бы таких праздников, людям нужна разрядка. А еще бы хотелось, чтобы Кежма стояла века.
В. И. Брюханова, учитель:
— Этот праздник задуман был стихийно. Если 300-летие Кежмы отмечалось официально, то 325-летие — просто массовое народное гулянье. Это праздник села, как бывают праздники улиц. И готовили его все сообща. Допоздна пекли ватрушки, пироги и сушки. Бегали смотреть, у кого тесто лучше поднялось. Самыми вкусными были признаны шаньги, выпеченные Натальей Федоровной Макаровой в русской печи.
И. Н. Усольцева, учитель, (Коми АССР).
— Мне показалось, что настоящего веселья не получилось. Люди отвыкли от него, ждут, когда их будут веселить. Нет инициативы со стороны молодых, весь праздник держится на старожилах — за это им огромное спасибо.
А праздник тем временем продолжался. Звучала музыка, слышен был гомон ребятишек, подъезжали и подходили новые гости... «А прощаться мы будем, если не дай Бог это случится, на берегу Ангары...»
Г. БАРАНОВСКАЯ.
На снимках нашего фотокорреспондента В. РАТУЕВА запечатлены моменты праздника.
ПРАЗДНИКА СЕЛА НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
В ИСТОРИИ каждого населенного пункта наберется немало событий. Радостных или печальных, но обязательно па м я т н ы х.Несть числа им и у Кежмы.Первое упоминание о ней, а точнее о Кежемской слободе, что означало в те времена поселение с некрепостными крестьянами, помечено в документах годом 1665—периодом царствования Алексея Тишайшего, родителя Петра Первого. И назывались в том документе первые пашенные крестьяне. Чуть позднее об этом напишет Николай Спафарий - первый посланец государства Российского, направлявшийся со своим посольством в Китай.
Сколько же было тогда этих первопроходцев, шедших встречь Солнцу осваивать новые земли. Новгородских и псковских ушкуйников, северодвинских и мезенских поморов со казаками ставить острожки и слободки, заводить неведомое до тех пор в этих глубинных краях землепашество. И были богаты места новые звериными и рыбными ловами.
Многое помнит Кежма. Но в ее истории, за исключением века нынешнего, приоткрыты лишь первые страницы. И этому больше всего способствовала фольклорно - этнографическая экспедиция Красноярского пединститута, работавшая в районе на протяжении нескольких сезонов. Возглавляла ее преподаватель института Г. Г. Белоусова, защитившая на основании собранных материалов кандидатскую диссертацию. Часть подготовленных Га л и н о й Григорьевной материалов была опубликована в 70-х годах в «Советском Приангарье».
Что же касается материалов предреволюционного, революционного и современного периодов, то в их подготовке и разработке огромная заслуга Юлии Степановны Кулаковой — организатора и создателя Кежемского музея.
Помнит Кежма, как отмечали ее 300-летие. Помнит красивый и светлый праздник своей главной улицы— Большекрестьянской, а ныне имени Юрия Гагарина. И еще один, состоявшийся в минувшую субботу.
РЕШЕНИЕ о том, чтобы провести праздник села, посвященный его 325-летию, было поддержано кежемскими депутатами в прошлом году на сентябрьской сессии сельского Совета. Провести как широкое мероприятие по возрождению угасающей Кежмы.
На мой взгляд, такого праздника не получилось. Было массовое гулянье, веселое и хорошо организованное, но не праздник. И главной цели — дать людям толчок, подвинуть их именно на возрождение своего села, которое триста лет обустраивали многие поколения, достигнуто тоже не было. Хотя бравшие в руки микрофон и пытались поправить положение. В какой-то степени это удалось гостю села, депутату крайсовета, директору предприятия химкомбината «Енисей» Валерию Ивановичу Дюкову.
Дорогие мои ангарцы! — обратился он. —- Вас поздравляет с юбилеем уроженец старинного енисейского села Ворогово, которое на 29 лет старше Кежмы. До недавнего времени я считал, что нет места лучше моей туруханщины! А сейчас признаюсь, что каждый раз, уезжая с Ангары, оставляю здесь кусочек своей души.
У енисейцев и ангарцев, говорил Валерий Иванович, общая история, общие радости и беды, общая и нынешняя страшная опасность. Господь бог указал Сибири
светлый и широкий путь путь единения человека и природы. Но лжепророки свернули этот путь в сторону. По их прихоти один за другим растут котлованы и водогноилища. Дай еще им волю — они превратят Сибирь а мрачный лунный ландшафт. Сегодня линия фронта пролегла через плотину Богучанской ГЭС. По своей антинародной, антиэкономической сущности это чудище уступает только проекту Туруханской ГЭС. По тому проекту должны были уйти на дно оленьи пастбища и леса, и эвенки занялись бы изготовлением сувениров и плясками перед туристами. Богучанский проект готовит уничтожение Нижнего Приангарья, что может повлечь за собой необратимые планетарные сдвиги.
Ошибаются те, кто утверждает, что планета досталась нам по наследству. Нет, мы ее взяли в долг у детей и внуков, и этот долг надо вернуть, вернуть не черную, а зеленую и голубую планету. Поэтому отступать больше некуда. Пусть же плотина Богучанской ГЭС станет нашим Сталинградом!
Потом будут выступать и другие. Алексей Федорович Карнаухов, Юлия Степановна Кулакова, Павел Федорович Безматерных. Но обращение к ангарцам В. И. Дюкова запало в сердца слушавших его крепче всего. Несмотря на начавшийся дождь и жаркие очереди у торговых рядов.
Гулянье, конечно, удалось. Но праздника села так и не получилось. Кежма выглядела сирой.
Б. ШАХОВ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев