Конец живописи: черным по белому. Часть 1
Летом 1915 года Казимир Северинович Малевич работал над задником к опере «Победа над солнцем».
Эта супрематическая опера Алексея Крученых, Михаила Матюшина и Казимира Малевича рассказывала о группе «будетлян», которая отправилась завоевывать далекую звезду. В либретто использовался придуманный авторами несуществующий язык. Музыка была построена на диссонансах и хроматизме. Малевич работал над костюмами и декорациями.
Что можно изобразить на декорациях оперы на несуществующем языке? Солнце — белое и круглое, а победить его может его точная противоположность — нечто черное и квадратное.
Неожиданно художник перекрыл цветную композицию черным четырехугольником, затем стал записывать одну за другой все формы, пока на холсте не остался единственный черный квадрат. Сила воздействия точно найденной пропорции размера и цвета была столь велика, что он пришел в крайнее возбуждение и целую неделю не мог ни есть, ни спать. Этот черный квадрат на белом холсте был невероятной по силе излучения цветоформой. Малевич понял, что создал нечто новое, то, после чего живопись никогда уже не станет прежней.
Через несколько месяцев в Петербурге открылась выставка под названием «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”». «0» означал ноль предметности, конец футуризма и начало супрематизма, «10» — предполагаемое количество участников. Был среди них и Малевич. В красном углу, выше всех полотен, где традиционно в русских избах располагалась икона, висел «Черный квадрат». «Квадрат» тут же окрестили иконой нового времени.
Полный текст:
https://www.yburlan.ru/biblioteka/konec-zhivopisi-chernym-po-belomu-chast-1
Комментарии 2