"В девяти случаях из десяти люди скрываются под чужим именем из жульнических побуждений". Браун /Гилберт Честертон "Вещая собака"
На пластинке John Coltrane "Olé" в исключительно звездной компании оказывается никому неизвестный флейтист по имени George Lane. Мало того, что он берет соло наравне с остальными, так еще и как выясняется, что он мульти-инструменталист, обладающий ярким и запоминающимся звуком альт-саксофона. Слушатель, ранее сталкивавшийся с выдающимся талантом Eric Dolphy, мгновенно узнает его в бесподобном мистере George Lane. Eric Dolphy --- флейтист George Lane
ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛИСЬ ПСЕВДОНИМЫ? Если раньше американская элита морщилась при одном упоминании слова jazz, то к 20-м годам стало очевидно, что эта новая, по их мнению, низкопробная музыка по душе не только низшим слоям населения, но и предпочитаема американским белым средним классом. В 1917-м году выпущена первая джазовая пластинка. Встал вопрос сохранения интереса к почитаемой музыке. В 20-х консервативные фирмы уже совсем не гнушаются продавать джазовые пластинки. В какой-то момент владельцы звукозаписывающих компаний обращают внимание на то, что расходы на запись относительно велики, а прибыль недостаточна. Поспевает деловое предложение - переиздавать уже существующий материал с новыми названиями. Так и появляются первые джазовые псевдонимы:
= Louis Armstrong и группа Savoy Ballroom Five - вполне себе белое название Eddie Gordon's Band = Wisconsin Roof Orchestra - бенд из Флориды Miami Society Orchestra = King Oliver и его Dixie Syncopators - аристократы Aurora Aristocrats
В большинстве случаев музыканты получали лишь небольшие деньги при записи пластинки. Звукозаписывающие компании выплачивали отчисления с пластинок в пользу композиторов, однако это все не касалось музыкантов. Многие из них и не подозревали, что подобные отчисления вообще могут иметь место. Приходилось брать псевдонимы:
= Duke Ellington - "The Jungle Band", "The Harlem Footwarmers" и "Mill's Ten Black Berries" = Benny Goodman пару раз превращался в "Shoeless John Jackson" = Gene Krupa - "Chicago Flash" = Mel Powell - взял псевдоним "Shoeless Joe Jackson" для одной из пластинок JATP.
В некоторых ситуациях к псевдонимам подталкивали обстоятельства и музыкант получал второе имя не на один сессионный день или пластинку, а на множество лет. Так случилось с Nat King Cole, подписавшим эксклюзивный контракт с Capitol в 43-м, однако спустя год Norman Granz учредил крайне популярный проект Jazz At The Philharmonic, для которого пианист выбрал производный от имени жены псевдоним Shorty Nadine. Интересно, что для того, чтобы записываться где-то еще ему пришлось выдумать еще несколько имен - Lord Calvert для сессии 47-го на лейбле Keynote, Eddie Laguna для пластинки на Sunset, Nature Boy на пластинке Stan Getz, а в начале 50-х вновь на продюсируемом в то время Norman Granz Mercury, только уже в рамках трио Lester Young.
Многие выдуманные имена казались крайне очевидными: = Frank Rosolino взял себе псевдоним Frankie Ross = Stanley Turrentine на одной из сессий своей супруги Shirley Scott для лейбла Prestige стал Stan Turner = Dizzy Gillespie неоднократно записывался под своим настоящим именем John Berks
Некоторые музыканты подошли к вопросу гораздо более изобретательно, благодаря чему удалось собрать небольшую подборку забавных псевдонимов:
= Joe Dodge как Joe Chevrolet на пластинке "Paul Desmond Quartet Featuring Don Elliott" на лейбле Fantasy, 1956 год = Stan Getz как Sven Coolson на пластинке "Jimmy Raney - Plays" для лейбла Prestige, 1953 год = Art Pepper как Art Salt на пластинке "Shorty Rogers - Cool & Crazy" для лейбла RCA Victor, 1954 год = James Moody как Jimmy Gloomy на пластинке "Tubby Hayes - Tubby's Back In Town" для лейбла Smash, 1962 год * Gloomy фактически синоним слова Moody, грустный, угрюмый = Ray Brown как Roy Green на пластинке "Joyce Collins - Girl Here Plays Mean Piano" для лейбла Jazzland, 1960 год = Louis Hayes как Hey Lewis на пластинке "Pepper Adams & Donald Byrd - Motor City Scene" для лейбла Bethlehem = Muddy Waters как Dirty Rivers на пластинке "Otis Spann - The Blues Never Die" на лейбле Prestige, 1964 год = Fats Navarro как Slim Romero на пластинке "Illinois Jacquet" для лейбла Aladdin, 1947 год = Phil Woods как Phil Forest на пластинке "Nat Pierce - Jazz Romp" на лейбле Keynote, 1955 год = Seldon Powell как Often LePow на пластинке "George Williams - We Could Make Such Beautiful Music" для лейбла RCA
= Paul Desmond - настоящее имя Paul Emil Breitenfeld = Billie Holiday - Свое настоящее имя — Элеонора Фейган — Билли терпеть не могла и, как только начала выступать, решила взять творческий псевдоним. Имя она позаимствовала у своей любимой актрисы Билли Дав, а фамилию — у отца. (Забавно, что сама Дав тоже меняла свое имя, причем несколько раз: сначала с Берты Бонни на Лилиан и только потом уже на Билли Дав). #Ларина#jazzfact
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1