В 2000 году на конференции военных историков в ЯГПУ впервые были сообщены данные о мосте-дублере, который использовался в годы войны.
Строителям моста приходилось работать в чрезвычайно тяжелых условиях, под налетами вражеской авиации. Осенняя непогода, грязь, дожди, бездорожье задерживали подвоз строительных материалов и продовольствия. Вскоре начались сильные морозы, снежные заносы затрудняли работы, сложно было справляться с глубоко промерзшей землей. Среди строителей моста развернулось настоящее соревнование за ускоренные сроки его введения в строй.
Массовый трудовой героизм ярославцев в это время отразил в своих стихах местный поэт Н. Хаунен:
Город любимый, ты в сердце моем,
Каждая улица, каждый дом.
Древний, ты значим своей красотой,
Мы породнились с детства с тобой,
Мы поклялись тебе, город родной,
Встать за тебя неприступной стеной,
Чтоб до последнего бились с врагом
Каждая улица, каждый дом.
В город любимый врагу не пройти
Строим преграды ему на пути.
Гибелью будет врага встречать
Подступов к городу каждая пядь.
Нам не страшны ни мороз, ни метель,
Встала пред нами священная цель
Мы отстоим и в боях, и трудом
Каждую улицу, каждый дом.
Н. С. Патоличев, первый секретарь обкома ВКП (б), в своей книге «Испытание на зрелость» отмечал, что особую опасность представляли налеты вражеской авиации. В первые месяцы войны не проходило ни одного дня и ночи без воздушной тревоги. Только в октябре 1941 года было совершено около 100 налетов немецких самолетов, групповых и одиночных, в результате чего погибли 327 человек, 552 — получили ранения, было разбито 15 жилых домов, 4 вокзала, 175 вагонов. Наиболее усиленным бомбардировкам подвергались промышленные зоны и железная дорога, которая являлась главным объектом налетов авиации. За годы войны на нее было совершено 240 налетов, разрушено 3 паровозных депо, 69 станций, вокзалов и других служебно-технических зданий, 15,5 км пути, два моста, 31 паровоз, 12 пунктов водоснабжения, 1252 вагона. Противовоздушной обороной города было сбито 27 самолетов врага. Небо над Ярославлем было хорошо защищено: активно действовали войска ПВО, летчики, которые с особой стойкостью защищали город. Ярославцы стали свидетелями двух таранов вражеских самолетов советскими летчиками Г. А. Троицким и Ахмед-хан-Султана, которым за этот подвиг было присвоено звание Героя Советского Союза.
Уникальные разработки Завода 50 широко использовались в годы Великой Отечественной войны. Именно они дали возможность специализированным проектным организациям запроектировать новые типы многорешетчатых пролетных строений, которые начали выпускаться заводом и другими предприятиями металлоконструкций. С 1943 года они в массовом количестве использовались для временного восстановления почти всех разрушенных мостов в период победного выступления нашей армии. Заводские монтажники оказывали непосредственную помощь фронтовым мостостроителям.
Ярославское изобретение — «продольная накатка форм с последующим опусканием ферм на опоры паровыми кранами» — с успехом использовалось при восстановлении разрушенных мостов через р. Онегу и ст. Вонгуда Кировской железной дороги, р. Оку у города Белеева, р. Угру у ст. Тихонова Пустынь Московско-Киевской железной дороги, р. Оку у города Алексин и через Москву-реку у города Яхрома и т. д.
Коллектив Завода 50 в годы войны изготовлял металлические фермы железнодорожных мостов. За это время было выпущено 12506 разборных мостов малых и средних пролетов, отправлено на фронт 4757 вагонов различных конструкций мостовых ферм, 28032 погонных метра мостов. Из ферм и комплектующих, произведенных Заводом 50, были восстановлены железнодорожные мосты через Дон, Северный Донец, Сож, Западную Двину у Риги, пять мостов через Днепр (возле Смоленска, под Киевом, у Черкасс, Кременчуга, Могилева) и др. Заводом было подготовлено большое количество спецформирований для НКПС и железнодорожных частей Красной Армии.
Вскоре после войны мост-дублер разобрали, а его пролеты и опоры использовали для реконструкции и строительства новых мостов.
Так в годы войны ярославцы проявили свою смекалку, находчивость, гибкость ума, трудолюбие, которые были характерны для них на протяжении многих веков.
Источник:
https://yargid.ru/blog/history_bridges/43.html#cut
Комментарии 4