Для этого в вытянутой руке держат карандаш так, чтобы его положение было вертикальным или горизонтальным (в зависимости от того, по высоте или по длине надо соизмерить пропорциональные соотношения натуры). Закрыв один глаз, надо так держать карандаш, чтобы он был виден на фоне изображаемой натуры. Можно соразмерять высоту и ширину предмета или некоторые из его частей. Передвигая вдоль карандаша палец, отмечают такое расстояние до конца карандаша, которое зрительно совпадает с одной из частей натуры. Эту часть затем на глаз «откладывают» столько раз, сколько она «уложится» по всей длине или высоте изображаемого предмета. Та же часть натуры должна соответственно столько же раз «уменьшаться» в рисунке. Для проверки построения рисунка пользуются отвесом — небольшим грузом, привязанным к концу нитки. Методом визирования учащиеся могут пользоваться для проверки пропорций натуры, но в основном надо стремиться к тому, чтобы развивать глазомер. Художники, полагаясь на точность своего глаза, метод визирования используют иногда как проверку взятых на глаз пропорций.
Часто рисующие, не имеющие достаточного опыта, работая над пейзажем, допускают нарушения пропорций. Некоторые даже думают, что пропорциональные отношения обязательно выдерживать только при рисовании людей или предметов, а что при рисовании холмов или лесных далей их можно произвольно без ущерба «растягивать» или «сужать». Такое мнение неверно. Мы знаем, что убедительность рисунков у хороших пейзажистов базируется на умении точно передавать пропорции натуры и выдерживать на бумаге те масштабные соотношения между элементами пейзажа, какие были в природе.
Для того чтобы правильно разместить рисунок пейзажа, можно проверить его пропорции, заметив у натуры крайние точки справа и слева, сверху и снизу, которые должны ограничивать изображение. Затем на линейке или полоске бумаги такой же длины, какую имеют альбом или картина, надо на горизонтальной стороне листа наметить расстояния по горизонтали между несколькими характерными точками пейзажа. К числу таких характерных точек может относиться верхушка дерева, вершина фронтона или «конек» крыши дома и т. д. Таким же образом нужно наметить точки по вертикали.
Проведя горизонтальную и вертикальную линии для каждой отмеченной характерной точки, в месте пересечения этих линий мы найдем положение точки на картинной плоскости. Ориентируясь затем на ряд полученных характерных точек, мы нарисуем пейзаж, соблюдая масштаб. Начинающим можно рекомендовать при рисовании с натуры пользоваться
видоискателем, то есть рамкой, имеющей отверстие того же соотношения высоты и ширины, как и лист бумаги. Придвигая видоискатель ближе к глазам или отодвигая его дальше, можно установить различные варианты композиционного размещения натуры. Рамку видоискателя можно вырезать из бумаги или картона. Видоискатель подносите к глазу не ближе, чем на величину, равную диагонали отверстия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3