Минприроды хочет узаконить охоту на краснокнижных животных
У нас меньше пяти дней, чтобы это остановить.
13 августа Минприроды опубликовало законопроект, разрешающий добычу краснокнижных животных. Ведомство полагает, что добывать их можно в определённых целях, среди которых, например, сохранение объектов животного мира, мониторинг популяций и помощь страдающим больным животным.
Эксперты «Земли» считают, что этот законопроект противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды», содержит коррупциогенные факторы, может привести к массовым случаям добычи редких и исчезающих животных, в том числе путём отстрела в коммерческих целях, и не должен быть принят.
Срок общественного обсуждения — 5 рабочих дней (до 19 августа). При этом, согласно утверждённым правительством Правилам, срок общественного обсуждения законопроектов должен составлять минимум 15 дней.
Такая спешка говорит о том, что за инициативой могут стоять серьёзные лоббисты охоты на краснокнижных животных, а документ позволит её узаконить.
UPD Наши эксперты выяснили, что документ размещён не для общественного обсуждения, а для оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Это другая процедура, для которой, действительно, можно устанавливать срок 5 дней, если степень регулирующего воздействия низкая, хотя в данном случае это спорно. Раньше при ОРВ нельзя было голосовать, поэтому произошла путаница.
Но ОРВ в случае данного законопроекта не должно подменять собой общественное обсуждение и лишать граждан возможности высказать своё мнение в установленный для общественного обсуждения срок. Поэтому мы предлагаем продолжать голосовать против проекта и потребовать полноценного общественного обсуждения в установленные сроки.Что скрывается за благими целями законопроекта?
Мониторинг, убивающий популяцию
Одна из целей добычи краснокнижных животных, которую допускает законопроект, — осуществление мониторинга состояния их популяций.
Однако природоохранные эксперты и Общественная палата РФ уверены: современные методы исследования практически всегда позволяют проводить мониторинг популяций, не убивая животных (по крайней мере, наземных позвоночных).
Таким образом, данная цель не достаточно обоснована. В то же время она может приводить к добыче редких, особенно — прибыльных, животных в коммерческих целях.
Такие попытки имели место и раньше (например, Клуб горных охотников пытался получить разрешение на добычу путоранских горных баранов), но тогда в федеральном законе об охоте была норма о запрете отстрела объектов животного мира, занесённых в Красную книгу, и разрешение выдано не было.Кроме того, стоит вспомнить закон «Об охране окружающей среды» и цели создания красных книг России и её субъектов. Согласно закону, красные книги учреждаются для охраны и учёта редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов. Охраняемые виды подлежат изъятию из хозяйственного использования, а деятельность, ведущая к сокращению их численности и ухудшающая среду их обитания, запрещается.
В то же время, согласно закону об охоте, добыча — это отлов или отстрел. При отстреле всегда сокращается численность животных.
То есть законопроект может привести к сокращению численности самых редких и коммерчески интересных животных, что лишает смысла саму Красную книгу РФ, а также противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды».
Псевдопомощь в обмен на рога
Ещё одна цель, для которой хотят разрешить добычу объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ, — предотвращение страданий больных или травмированных животных.
В проекте не указано, как будет определяться, страдало ли животное и насколько серьёзными были травма или ранение.
«Всегда можно сказать, что животное страдало и пришлось его убить. А на самом деле страдало оно в первую очередь из-за больших красивых рогов, которыми кому-то очень хочется похвастаться», — считает Михаил Крейндлин, специалист по особо охраняемым природным территориям в проекте «Земля касается каждого».
В Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными» действительно существует норма о возможности умерщвления травмированных животных, но она требует, чтобы специалист достоверно установил наличие тяжёлого неизлечимого заболевания или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, а сама процедура должна производиться специалистом гуманными методами.
Представляется, что в случае с добычей для предотвращения страданий должна быть применена аналогичная норма. А отсутствие условий, оснований, порядка принятия решений — это коррупциогенный фактор.
Как остановить охоту на краснокнижные виды?
Мы предлагаем всем, кто также считает, что нельзя допускать охоту на краснокнижных животных, проголосовать против варварского законопроекта. У нас всего пять дней, голосование продлится до 19 августа включительно.
Сделайте это прямо сейчас! Для этого нужно оставить дизлайк 👎 и комментарий на официальной странице законопроекта на государственном портале regulation.gov.ru . Раскройте подходящую вам детальную инструкцию:
У меня есть учётная запись на госуслугах
1. Зайдите на сайт https://regulation.gov.ru/ . Браузер может предупредить вас, что это подключение не защищено, поскольку у сайта не продлён сертификат. Это не мешает вам всё же перейти на сайт, чтобы оставить свой голос. Нажмите «Подробнее» или «Дополнительные».
В раскрывающемся тексте нажмите «Посетить этот вебсайт» или «Перейти на сайт regulation.gov .ru».
2. Вверхнем правом углу нажмите значок входа (иконка с человечком);
3. В открывшемся окне выберите внизу «Войти через ЕСИА»;
4. Далее перейдите на страницу проекта по этой ссылке. Вы будете авторизованы через Госуслуги и сможете проголосовать. Иногда страница может долго загружаться (тогда надо подождать) или совсем не загружаться либо выдавать ошибку после загрузки (тогда надо зайти позже);
5. С правой стороны страницы нажмите на значок с опущенным вниз пальцем («проголосовать против»).
6. Дополнительно вы можете оставить свои замечания. Для этого перейдите по вкладке «Ваши предложения» и нажмите на самую нижнюю строчку («Оставьте своё мнение и/или прикрепите файл с предложениями»). Скопируйте текст и вставьте в окно для замечаний.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире» (далее — Проект) противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды», содержит коррупциогенные факторы, может привести к массовым случаям добычи, в том числе путём отстрела редких и исчезающих объектов животного мира, и не должен быть принят в представленной редакции по следующим причинам:
1. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (статья 1) добыча объектов животного мира относится к использованию объектов животного мира.
Согласно Федеральному закону «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об охоте) (статья 11.1), редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира относятся к охотничьим ресурсам.
Согласно п.4 статьи 1 Закона об охоте, добыча охотничьих ресурсов — отлов или отстрел охотничьих ресурсов.
Добыча путём отстрела объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, в том числе в указанных в п.2 Проекта целях, всегда приводит к сокращению их численности.
Согласно статье 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды», растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесённым в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Закон не делает никаких исключений для возможности добычи объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ в указанных в п.2 Проекта целях.
Таким образом, Проект противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды».
2. Согласно Законопроекту, допускается добыча объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ, в целях осуществления мониторинга состояния их популяций.
Однако, по мнению экспертов, в том числе Общественной палаты РФ ( https://files.oprf.ru/storage/documents/zakl-dob-zhivot.pdf ), современные методы мониторинга практически всегда позволяют проводить указанный мониторинг, не осуществляя добычу объектов животного мира (по крайней мере, в отношении наземных позвоночных), приводящего к их гибели.
Таким образом, данная цель добычи объектов животного мира не достаточно обоснована. В то же время она может приводить к добыче объектов животного мира, занесённых в Красную книгу (в первую очередь — коммерчески привлекательных) в коммерческих целях.
Такие попытки имели место и раньше (например, попытка получения разрешения на добычу путоранских горных баранов Клубом горных охотников https://news.rambler.ru/other/39765984-rossiyskim-bogacham-nuzhny-roga-putoranskie-barany-stali-geroyami-filma-uzhasov/ ), однако тогда в федеральном законе об охоте была норма о запрете отстрела объектов животного мира, занесённых в Красную книгу, исключенная из действующей редакции, в связи с чем разрешение не было выдано.
То есть приведённое положение Законопроекта может привести к сокращению численности самых редких и коммерчески интересных животных, и, в значительной степени, лишает смысла саму Красную книгу РФ, а также противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды».
3. Также, согласно Законопроекту, добыча объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ, допускается в целях предотвращения страданий больных или травмированных объектов животного мира.
В Проекте не определено, при каких условиях и по каким основаниям будет определяться, страдало больное или травмированное животное, насколько серьёзна травма или ранение.
При этом в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными» существует норма о возможности умерщвления травмированных животных, но она прописана очень подробно:
«Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть».
Представляется, что если говорить о добыче в целях предотвращения страданий, должна быть применена аналогичная норма.
4. Некоторые из приведённых в проекте Правил целей проведение добычи объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ, относятся к крайней необходимости (угроза жизни и здоровью людей, распространение болезней), в связи с чем, могут быть внесены в Проект.
Однако в представленном варианте Законопроект не должен быть принят.
5. Следует отметить, что Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире» (ID проекта 02/04/06-24/001148661) опубликован исключительно для оценки регулирующего воздействия.
При этом в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 (ред. от 25.04.2024) «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения», п. 2, данный проект не относится к нормативным правовым актам, на которые не распространяются действия Правил.
В то же время в соответствии с п. 3 Правил, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, или федеральный орган исполнительной власти, которому поручена подготовка проекта нормативного правового акта (далее — разработчик), осуществляет размещение на официальном сайте:
а) уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта (далее — уведомление);
б) проекта нормативного правового акта;
в) информации о сроках общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта;
г) информации о результатах общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта;
д) информации о результатах рассмотрения проекта нормативного правового акта.
А согласно п. 5 Правил, срок общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта определяется разработчиком и не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте уведомления или проекта нормативного правового акта, за исключением проекта федерального закона, срок общественного обсуждения которого составляет 15 календарных дней.
Таким образом, по Проекту должно быть проведено общественное обсуждение сроком не менее 15 дней. Как указано выше, общественное обсуждение не проведено, а срок ОРВ установлен только в 5 дней.
Исходя из этого, разработка Проекта проводится в нарушение Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, разработанных во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
В связи с изложенным, предлагаю отказаться от дальнейшей разработки Проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире» в представленной на общественное обсуждение редакции, внести в него предлагаемые изменения и представить на новое общественное обсуждение в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
У меня нет учётной записи на Госуслугах
1. Зайдите на сайт https://regulation.gov.ru/ . Браузер может предупредить вас, что это подключение не защищено, поскольку у сайта не продлён сертификат. Это не мешает вам всё же перейти на сайт, чтобы оставить свой голос. Нажмите «Подробнее» или «Дополнительные».
В раскрывающемся тексте нажмите «Посетить этот вебсайт» или «Перейти на сайт regulation.gov .ru».
2. В верхнем правом углу нажмите значок входа (иконка с человечком);
3. В появившемся окне нажмите «Зарегистрироваться» и заполните необходимые поля;
4. После регистрации и входа в аккаунт перейдите на страницу проекта по этой ссылке. Вы будете авторизованы через Госуслуги и сможете проголосовать. Иногда страница может долго загружаться (тогда надо подождать) или совсем не загружаться либо выдавать ошибку после загрузки (тогда надо зайти позже);
5. Справа от слова «Проект» (перед описанием проекта) нажмите на значок с опущенным вниз пальцем («проголосовать против»).
6. Дополнительно вы можете оставить свои замечания. Для этого перейдите по вкладке «Ваши предложения» и нажмите на самую нижнюю строчку («Оставьте своё мнение и/или прикрепите файл с предложениями»). Скопируйте текст и вставьте в окно для замечаний.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире» (далее — Проект) противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды», содержит коррупциогенные факторы, может привести к массовым случаям добычи, в том числе путём отстрела редких и исчезающих объектов животного мира, и не должен быть принят в представленной редакции по следующим причинам:
1. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (статья 1) добыча объектов животного мира относится к использованию объектов животного мира.
Согласно Федеральному закону «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об охоте) (статья 11.1), редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира относятся к охотничьим ресурсам.
Согласно п.4 статьи 1 Закона об охоте, добыча охотничьих ресурсов — отлов или отстрел охотничьих ресурсов.
Добыча путём отстрела объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, в том числе в указанных в п.2 Проекта целях, всегда приводит к сокращению их численности.
Согласно статье 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды», растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесённым в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Закон не делает никаких исключений для возможности добычи объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ в указанных в п.2 Проекта целях.
Таким образом, Проект противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды».
2. Согласно Законопроекту, допускается добыча объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ, в целях осуществления мониторинга состояния их популяций.
Однако, по мнению экспертов, в том числе Общественной палаты РФ ( https://files.oprf.ru/storage/documents/zakl-dob-zhivot.pdf ), современные методы мониторинга практически всегда позволяют проводить указанный мониторинг, не осуществляя добычу объектов животного мира (по крайней мере, в отношении наземных позвоночных), приводящего к их гибели.
Таким образом, данная цель добычи объектов животного мира не достаточно обоснована. В то же время она может приводить к добыче объектов животного мира, занесённых в Красную книгу (в первую очередь — коммерчески привлекательных) в коммерческих целях.
Такие попытки имели место и раньше (например, попытка получения разрешения на добычу путоранских горных баранов Клубом горных охотников https://news.rambler.ru/other/39765984-rossiyskim-bogacham-nuzhny-roga-putoranskie-barany-stali-geroyami-filma-uzhasov/ ), однако тогда в федеральном законе об охоте была норма о запрете отстрела объектов животного мира, занесённых в Красную книгу, исключенная из действующей редакции, в связи с чем разрешение не было выдано.
То есть приведённое положение Законопроекта может привести к сокращению численности самых редких и коммерчески интересных животных, и, в значительной степени, лишает смысла саму Красную книгу РФ, а также противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды».
3. Также, согласно Законопроекту, добыча объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ, допускается в целях предотвращения страданий больных или травмированных объектов животного мира.
В Проекте не определено, при каких условиях и по каким основаниям будет определяться, страдало больное или травмированное животное, насколько серьёзна травма или ранение.
При этом в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными» существует норма о возможности умерщвления травмированных животных, но она прописана очень подробно:
«Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть».
Представляется, что если говорить о добыче в целях предотвращения страданий, должна быть применена аналогичная норма.
4. Некоторые из приведённых в проекте Правил целей проведение добычи объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ, относятся к крайней необходимости (угроза жизни и здоровью людей, распространение болезней), в связи с чем, могут быть внесены в Проект.
Однако в представленном варианте Законопроект не должен быть принят.
5. Следует отметить, что Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире» (ID проекта 02/04/06-24/001148661) опубликован исключительно для оценки регулирующего воздействия.
При этом в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 (ред. от 25.04.2024) «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения», п. 2, данный проект не относится к нормативным правовым актам, на которые не распространяются действия Правил.
В то же время в соответствии с п. 3 Правил, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, или федеральный орган исполнительной власти, которому поручена подготовка проекта нормативного правового акта (далее — разработчик), осуществляет размещение на официальном сайте:
а) уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта (далее — уведомление);
б) проекта нормативного правового акта;
в) информации о сроках общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта;
г) информации о результатах общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта;
д) информации о результатах рассмотрения проекта нормативного правового акта.
А согласно п. 5 Правил, срок общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта определяется разработчиком и не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте уведомления или проекта нормативного правового акта, за исключением проекта федерального закона, срок общественного обсуждения которого составляет 15 календарных дней.
Таким образом, по Проекту должно быть проведено общественное обсуждение сроком не менее 15 дней. Как указано выше, общественное обсуждение не проведено, а срок ОРВ установлен только в 5 дней.
Исходя из этого, разработка Проекта проводится в нарушение Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, разработанных во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
В связи с изложенным, предлагаю отказаться от дальнейшей разработки Проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире» в представленной на общественное обсуждение редакции, внести в него предлагаемые изменения и представить на новое общественное обсуждение в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
Если вы проголосовали, отметьтесь в нашей форме!
Мы будем держать вас в курсе того, как продвигается кампания.
Фото: Центральносибирский заповедник
Поддержите независимое экологическое движение в России
Стране необходимы независимые эксперты и природоохранные организации, которые могут дать независимую оценку экологическим происшествиям и решениям властей. «Земля касается каждого» — один из таких проектов. Оформляя регулярное пожертвование, вы вносите неоценимый вклад в развитие природоохранного движения в России. https://earthtouches.me/articles/2024/08/15/minprirody-hochet-uzakonit-ohotu-na-krasnoknizhnyh-zhivotnyh/?utm_term=190824&utm_campaign=oopt-redbook&utm_medium=email&_hsenc=p2ANqtz--_qoVJvGoVsnOl8njD4KmcpYphNhwguhCp_jYbvyTxTi1XvfPh4VIyGUKCX4IjP1prekfx0CHaDP9GeuO5nhwQxd5JSw&_hsmi=93251948&utm_content=button&utm_source=e-cyber#helpanimals
https://www.avito.ru/moskva/koshki/chernaya_perederzhka_nuzhno_razobrat_zhivotnyh_4223004176?utm_campaign=native&utm_medium=item_page_ios&utm_source=soc_sharing
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев