Андрей Туполев (10 ноября 1888 года – 23 декабря 1972 года)
Под руководством Андрея Туполева было спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его летательных аппаратах установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 выдающихся перелетов. В этом списке спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с Иваном Папаниным. От одних только этих цифр и фактов мурашки по коже пробегают. А уж если представить, сколько труда и интеллекта в это все было вложено… И конечно, сразу понимаешь, что за светлая, гениальная голова у того, кто руководил всем процессом создания крыльев для нашей Родины. Восхождение к высоким знаниям начал еще отец Андрея Туполева – сибирский казак из Сургута Николай Николаевич. Правда, он избрал для себя юридическую сферу, учился в Санкт-Петербургском университете. Он не витал в облаках, предпочитал основательность на земле. Потому стал успешным, пусть и провинциальным нотариусом, купил с женой небольшую усадьбу в Тверской губернии, занимался сельским хозяйством. Сын сибирского казака поднялся выше во всех смыслах. Воздухоплаванием он увлекся во время учебы в Императорском московском техническом училище (позже МВТУ им. Баумана). Под руководством Николая Жуковского занимался в авиакружке. Летал на планерах, которые сам же и строил.
В 1916–1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчетного бюро: конструировал аэродинамические трубы в училище. Позже Туполев стал одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Разумеется, деятельность его была тесно связана с оборонной промышленностью. Начинал Андрей Туполев с проектирования дирижаблей, катеров, аэросаней. Но прославился он как конструктор самолетов. Причем это его расчеты доказали, что создание самолетов из специального алюминия не только возможно, но и куда перспективней строительства архаичных деревянных летательных аппаратов. Дорога Андрея Туполева к успеху вовсе не всегда была усеяна розами. Не будь у него характера казачьих предков из Сибири и устойчивости к ударам судьбы, не известно, говорили бы мы сейчас вообще об этом выдающемся конструкторе. В 1939 году его посадили по ложному обвинению. Причем, говорят, Сталин не верил в предъявленные Туполеву претензии. Но ведь все равно заперли человека. И не только его, понятно. Так возник феномен "туполевской шарашки" – уникального в какой-то мере конструкторское бюро, где трудились взятые под стражу ученые, инженеры. А что делать? Да, арестовали. Но стране нужны самолеты. Работали с полной отдачей. 19 июля 1941 года Туполев был досрочно освобожден из заключения и направлен на работу главным конструктором на авиационный завод в Омск. Он обеспечивал крупносерийное производство Ту-2 с одновременной подготовкой нескольких целевых его модификаций. Первые Ту-2 появились на фронте в 1942 году. Позже этот самолет был признан лучшим фронтовым пикирующим бомбардировщиком Второй мировой войны. Интересно, что полностью реабилитирован Андрей Туполев был только в 1955 году. Это притом, что свою первую (всего их было три) звезду Героя Социалистического Труда он получил в 1945-м. Академиком АН СССР стал в 1953 году. Заслуженным деятелем науки РСФСР – в 1947-м. Лауреатом четырех Сталинских премий – в 1943, 1948, 1949, 1952 годах соответственно.
В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР. Работал еще долго и плодотворно. Уникальный авиаконструктор и потомок сибирских казаков умер в возрасте 84 лет. Похоронен в Москве.
24 июня 1945 года в Параде Победы приняли участие 200 кубанских казаков. 9 мая 2024 года по Красной площади прошли казаки Всевеликого войска Донского. Меняются времена и эпохи, но казаки всегда остаются в строю защитников нашей Родины. С Днем Победы!
Нет комментариев