Обучение молодых канареек.
Уважаемые любители канареек овсяночного напева, недавно я опубликовал заметки (ошибки начинающих канараводов, размножение канареек) по поводу ошибок, которые можно постараться искоренить и по поводу содержания, отбора птиц и т.п. Многим людям в разных группах понравились эти заметки, и они предлагают мне продолжить тему про канареек, поэтому я хочу сейчас развить тему об обучении молодых особей пению, т.е. как обучать? Фонограммой обучать? Обучать с помощью учителя? Сколько включать фонограмму, когда и в какое время и т.п. Попробую я это все описать из своих наблюдений и своего опыта, чтобы было всем понятно.
Как я говорил ранее, что молодых особей отсаживают от матери в пролетную клетку в месячном возрасте, отсаживаются все (самцы и самочки), а потом уже в пролетной клетке определять кто ворчит, а кто нет, т.е. определяются где самцы и самки, постепенно. Это дело может определяться в течении 5-8 месяцев, фактически до года, потому что канарейки бывают разные, характер канареек бывает разный, одни распеваются в 2-3 месяца, а бывают канарейки начинают распеваться очень поздно, где-то в 9 месяцев, были такие случаи, когда канарейки начинают распеваться в 11-12 месяцев, поэтому здесь нужно наблюдать долго очень, но все равно в течении какого-то времени это все определяется где самки и где молодые самцы.
Когда птичка отсажена в пролетку в месячном возрасте, нужно начинать включать фонограмму, которую она запомнит и будет потом воспроизводить, фонограмму лучше всего воспроизводить не менее двух раз в день, некоторые крутят в течении всего дня по несколько часов, кто-то совсем не выключает проигрыватель, это очень неправильно, хочу это заметить. А вообще лучше всего ставить фонограмму утром, т.е. когда начинает светать (на рассвете), у меня это время 4.15 утра и вечером при заходе солнца, когда начинает темнеть, для чего это делается? В этот период (время) птички лучше запоминают прослушиваемую фонограмму, это уже доказано многими людьми и многими канараводами, этого достаточно для обучения птиц. Еще я хочу сказать, я применял такой метод, не знаю на 100% является ли он эффективным или нет, но я думаю, что он не лишний. Я включал фонограмму в ночное время, т.е. у меня есть шкаф с пролетными клетками, где молодняк и есть мобильные переносные ящики для обучения, т.е. там или там я включаю тихо-тихо проигрыватель с фонограммой, чтобы звук не мешал окружающим и соседям. Есть такой момент, я когда-то слышал из каких-то источников, что канарейка во сне слышит и улавливает ночью звуки, до нее они доходят, когда птичка спит и что эти звуки лучше всего сохраняются в памяти птицы. Таким образом канарейка быстрее изучает и запоминает фонограмму, и легче переходит на взрослое исполнение, т.е. этот метод является не лишним, обучение в ночное время. Это я делал не каждый день, а два раза в неделю.
По времени обучения, т.е. сколько часов должна играть фонограмма, то на этот счет в книгах о канараводстве, например, у Басихеса И.Е сказано, что достаточно 15 минут утром и 15 минут вечером, но я думаю, что это маловато. Я обычно обучаю 1 час, больше не стоит, а скажу позже почему не стоит дольше крутить фонограмму. Птичке достаточно 1 час утром и 1 час вечером, она не напрягаясь слушает обучающий материал и запоминает его, птичке нельзя долго крутить фонограмму, почему нельзя? Потому что при долгом прослушивании фонограммы мы не даем птичкам распеваться, птице необходимо время для распева, да и при долгом прослушивание, птичкам может надоесть это фонограмма, т.е. как надоест? Птица слышит какие-то колена в песне, а воспроизводить еще не может, пытается это делать, а фонограмма все играет и играет, получается птичка начинает нервничать, как бы ругаться, в связи с этим потом могут возникнуть отрицательные моменты в песне у кенара, т.е. брак получится в песне. Кенару достаточно то время, которое я уже сказал, 1 час утром и 1 час вечером, а остальное время птица должна распеваться, т.е. закреплять свой материал, который прослушал. Поэтому длительное обучение фонограммой в течении всего дня может привезти к отрицательным нюансам, к моментам, которые могут перерасти в брак в песне.
Еще есть такое понятие «провокация», впервые это я услышал от канаровода, не буду называть его имя, этот человек советовал, что в момент обучения канареек, если у некоторых особей появлялся брак в песне, и кенар не мог воспроизвести какие-то колена, либо появлялся какой-то рычек или диссонанс. Обычно все канараводы, да и я в том числе при появлении у молодого самца какого-то рычка, чавканья или т.п. стараюсь сразу убрать по дальше от других молодых особей, потому что они могут перенять этот звук. Что такое провокация? Как рассказывал этот канаравод, в обучающем шкафу на обучении находятся 15-20 особей, они стараются друг друга перекричать, когда начинают петь то каждая канарейка старается воспроизвести песню из фонограммы и естественно все остальные это слышат, поэтому если в этой массе птиц находится тот кенар которые воспроизводит какое-то не благозвучие, то не надо этих птиц убирать и изолировать, пусть они слушают других птиц. Т.е. если все остальные птицы не перехватят эти благозвучия, то они считаются самыми лучшими и их необходимо оставить себе. Ну не знаю, что это за метод, я так не делал. Этот метод рискованный, потому что на обучении находится два десятка кенарей, кто-то один исполнит неблагозвучие, а остальные могут это перехватить, поэтому рисковать этим методом провокации не следует. Хорошо если половина птиц только перехватит этот брак, а если все возьмут и начнут исполнять песню с браком, что тогда делать, это мы просто рискуем количеством своих кенарей. Т.е. мы рискуем, что этот брак останется у большинства своих молодых кенарей и тогда этих птиц нужно искоренять.
Какое количество времени обучать птицу? Пока птица не выйдет на полный голос и кенар начнет воспроизводить хотя бы 80-90% обучающего материала. Но и после этого необходимо включать фонограмму, хотя бы 2-3 раза в неделю, для поддержания памяти у птички. В основном птица запоминает обучающий материал в молодом возрасте, т.е. в 2,3,4 месяца. Потом, когда проходит годовалая линька, т.е. меняется основное перо, то птичка практически прекращает петь или поет совсем мало, поэтому в этот период нужно обязательно включать фонограмму, чтобы птичка не забыла свой обучающий материал, в этот период можно ставить и живого учителя, тут не страшно если учитель не начнет петь в плане, а просто будет петь и издавать звуки фонограммы. Но я это не делаю, у меня для поддержания памяти существует фонограмма, а как вам поступать кто как захочет, по вашему личному усмотрению.
Моя птица в 6месячном возрасте поет уже полную песню, птица песню запоминает практически всю до года. А те люди кто хочет показать достижения своей птички, то на конкурс везут кенаров годичного возраста, не ранее. Потому что более молодая птица, например, 6 месяцев, может петь не стабильно, а может конечно и спеть, но обычно везут на конкурс годичного возраста, а то и 2х годичного возраста, у которой песня уже состоялась.
В период обучения желательно поддерживать птичку всевозможными витаминами, минеральными подкормками, которые должны всегда находится в клетке (обязательно). Обязательно два раза в неделю нужно давать проросты, рапс пророщенный, зерна пшеницы, зелень, это все способствует для лучшего запоминания песни, обязательно чтобы был витамин Д, Е. Еще был такой материал на форуме «Поддержка русской канарейки», что существуют семена сурепки, они похожи на рапс, только мельче и с коричневым оттенком, т.е. если кормить семенами сурепки, то у канарейки получается очень мягкий тембр голоса, т.к. в семенах находятся какие-то масленичные вещества которые укрепляют и облагораживают (если можно так сказать) звук, который создается в «сиринксе» (голосовой аппарат) у канарейки, т.е. сурепка способствует хорошему мягкому тембру голоса, но я не могу это сказать, так ли это или не так. Сурепку я не применяю, у нас ее и нет.
Если придерживаться всех правил содержания и обучения канареек, то мы исключаем какой-то процент не благозвучных звуков, т.е. рычков, упоров, трещеток и т.п., а для того чтобы они не возникли надо придерживаться тех правил, которые я описал, а если у птицы появился брак, то его не искоренишь никогда. Раньше было такое понятие, но я считаю, что это неправильно, т.е. старые канараводы пытались выбить брак из птицы палочкой, как выбить? А брали палочку с привязанным на конце пером и если птичка делала в песне брак, то они стучали по клетке или поднимали руку чтобы птичка остановилась, якобы этим способом можно было искоренить брак в песне у птицы. Но это все ерунда, может на какой-то период и можно искоренить, но этот брак все равно потом возникает, может и этот брак перейти по генетическим признакам детям в последствии. Поэтому это исправить и искоренить у птицы нельзя, нужно стараться чтобы он не возник, это мое понятие и мои наблюдения, что позволяет мне это утверждать.
Спасибо за внимание, этой заметкой по обучению молодых канареек, я хотел с вами поделиться.
Геннадий Чепульский.