Этот писатель вошел в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, очерков, а также как критик и публицист, журналист и общественный деятель. Его произведения отличает стремление к защите обездоленных, высокий гуманизм, воспевание душевной стойкости, упорства и мужества.
Родился В.Г. Короленко 27 июля 1853 года в Житомире, в семье уездного судьи, состоявшего в чине коллежского асессора. Галактион Афанасьевич, отец Владимира, по национальности украинец, происходил из старинного казачьего рода, был человеком суровым и кристально честным. Мать, Эвелина Иосифовна, была дочерью польского помещика среднего достатка, занималась домом и воспитанием четверых детей. У Владимира были две сестры – Маша и Эвелина и брат Илларион. Еще одна сестренка умерла совсем маленькой в 1867 году. Короленко еще в детстве выучил польский язык и прекрасно на нем разговаривал.
Из-за новых назначений отца семья часто меняла места жительства, поэтому Владимиру приходилось учиться в разных учебных заведениях. Сначала мальчик обучался в частном пансионе, затем в житомирской гимназии, а после ее окончания поступил в реальное училище города Ровно. Когда Короленко учился в шестом классе, внезапно умер его отец. Для многодетной семьи это было страшным ударом, так как она буквально оказалась на грани выживания.
После окончания училища в 1871 году Короленко отправился в Петербург, чтобы продолжить учебу в технологическом институте. Но дороговизна жизни в столице не дала ему возможности продолжать обучение, и в 1874 году он перебрался в Москву. Там он поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию. Жить стало немного легче, так как в этом учебном заведении платили стипендию. Спустя какое-то время Владимир примкнул к части революционно настроенной молодежи и после участия в студенческих протестах был отстранен от учебы. После непродолжительной ссылки в Кронштадте он поступил в Петербургский горный институт, который ему также не довелось окончить. На этот период приходится начало его литературной деятельности.
В 1896 году Короленко вернулся в Петербург. Он поступил в редакцию газеты «Новости» на должность корреспондента, что дало ему возможность публиковать свои работы. За время, проведенное в ссылках, у Короленко накопилось огромное количество материала, который он использовал, как основу сюжетов для своих произведений. Еще в Нижнем Новгороде им были написаны «Павловские очерки» о тяжелом труде кустарей из села Павлова, о жизни которых он имел собственное представление во время своих частых визитов.
В произведениях Короленко на первый план всегда выходили герои, которые стойко выдерживали удары судьбы, не сломившиеся и не утратившие силу духа. Большим гуманизмом и сочувствием проникнуты его рассказы «Сон Макара» и «Слепой музыкант» (1885 и 1886 гг. соответственно). В рассказе «Чудная», написанном в 1905 году, писатель повествует о судьбе ссыльной революционерки, о ее стойком, железном характере. В таких рассказах, как «В дурном обществе» (1885) и «Лес шумит» (1886) автор использовал элементы автобиографии.
Немалое место в творчестве В.Г. Короленко занимала публицистика. Им было написано большое количество очерков на основе собственной практики. Так, результатом защиты жителей удмуртского села Старый Мултан стал цикл «Мултанское жертвоприношение», повествующий о ложном обвинении группы крестьян, которые подозревались в ритуальных человеческих жертвоприношениях. Обличением карательных действий властей по отношению к народу проникнуты очерки «Сорочинская трагедия» (1907), «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (1910), «В успокоенной деревне» (1911). Правозащитная деятельность В.Г. Короленко была направлена и на защиту евреев, которые нередко подвергались унижениям и преследованиям. Благодаря вмешательству Владимира Галактионовича, было сохранено немало жизней и судеб.
В 1885 году была написана повесть «Без языка». В ней рассказывается о людях, покинувших родину, но так и не ставших своими в Америке. Без знания языка человек не может понять чужую культуру и обычаи, что служит большим препятствием для жизни в другой стране. Все эти сложности выпадают на долю главного героя, Матвея, который из-за языкового барьера оказывается оторванным от цивилизации. Через некоторое время герой все же овладевает языком, и жизнь его начинает налаживаться. Он приобщается к культуре и традициям, происходит его духовное обогащение. Но разлука с родиной, родным языком и народом гложет душу Матвея…
В том же 1885 году свет увидел рассказ «В дурном обществе», больше известный, как адаптированная для детского чтения версия «Дети подземелья». В нем автор поднимает тему отверженных. Сюжет построен на противопоставлении двух детских миров – беззаботного и обеспеченного и обездоленного и голодного. Герои первого мира – брат и сестра, Вася и Соня, второго – Валик и Маруся. После смерти матери отец перестал замечать Васю, посвящая все время дочери. Мальчик безмерно страдал от этого и ощущал себя глубоко несчастным.
Вася с сестрой жили в просторном, богатом доме, Валик и Маруся – в сыром каменном подземелье, где не на чем было спать, нечем укрываться, где царил постоянный холод, исходящий от серых, влажных камней. Вася понял, что его горе не идет ни в какое сравнение с трагической судьбой этих несчастных детей. Когда Маруся умерла от воспаления легких, уже взрослые Вася и Соня пришли на ее могилу и поклялись всю жизнь помогать нуждающимся.
Повесть «Слепой музыкант» была опубликована в 1886 году. В ее основе – вечное стремление человека к познанию мира, его желание приобщиться к прекрасному. Центральный герой – слепой мальчик из богатой и любящей семьи, который впоследствии становится прекрасным музыкантом. Жажда к познанию мира толкает его на неизведанный путь с такими же слепцами, как и он сам. Воспринимая чужое горе, как свое, юноша забывает о своем несчастье и исцеляется духовно.
В последние годы писатель часто болел. Здоровье его было подорвано годами ссылок и послевоенным голодом. В декабре 1921 года Короленко жил в Полтаве, и известие о его тяжелой болезни быстро распространилось среди горожан. Люди выстраивались в очередь к его дому, чтобы передать хлеб, лекарства, сахар. Полтовчане помнили, что Владимир Галактионович был человеком, к которому можно было в любое время обратиться за помощью, и он никогда никому не отказывал. Помимо этого он всегда заботился об обездоленных детях.
В.Г. Короленко умер 25 декабря 1921 года от осложненной пневмонии. В течение трех дней люди имели возможность проститься с выдающимся писателем и достойным человеком. Похоронили Владимира Галактионовича в полтавском некрополе. В 1936 году его прах перенесли на территорию дома-музея на Мало-Садовой улице и предали земле в разбитом там же саду.
В.Г. Короленко почти никогда не ставил свое имя в конце публикаций. Вместо этого он использовал более сорока псевдонимов;
И.А. Бунин говорил, что он будет спокоен за будущее русской литературы, пока жив Короленко;
почти все члены семьи Короленко были связаны с революцией, включая жену, двоих ее сестер и брата;
самый первый рассказ Короленко представил на суд М.Е. Салтыкова-Щедрина. Посмотрев работу, писатель произнес: «Зелено, очень зелено»;
несмотря на то, что писатель с одобрением воспринял Февральскую революцию, он категорически отвергал Октябрьскую и пришедших к власти большевиков;
у В.Г. Короленко был талант к рисованию, знающие об этом современники, говорили, что он бы мог стать знаменитым художником;
А.В. Луначарский рекомендовал избрать Короленко первым президентом Российской республики, однако этому помешала Октябрьская революция.
Наследие и память
В городах России и Украины семнадцать библиотек носят имя В.Г. Короленко, улицы, названные его именем, существуют в России, Украине, Беларуси и Казахстане.
В Житомире, Полтаве, Нижнем Новгороде и поселке Джанхот Краснодарского края функционируют музеи В.Г. Короленко. На его родине в г. Житомир установлен памятник.
Имя писателя носит Ижевский драматический театр.
Школы имени В.Г. Короленко существуют в Полтаве, Нижнем Новгороде, Житомире, Харькове, Керчи. В Полтаве и Глазове вузы носят имя В.Г. Короленко.
В 1953 и 2003 годах были выпущены почтовые марки с изображением писателя.
Именем В.Г. Короленко был назван один из советских теплоходов.
Имя Короленко носит малая планета 3835.
Комментарии 1
- Ну, слава богу! - сказал я с радостью. - близко ночлег!
Гребец повернулся, посмотрел и сказал:
- Далече!
Я не поверил... Но гребец был прав: оказалось, действительно далеко.
Свойство этих ночных огней - приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью...Кажется, вот-вот ещё 2-3 удара веслом, - и путь кончен...
А между тем - далеко!..
И долго ещё мы плыли по тёмной, как чернила, реке.... А огонёк все стоял впереди, переливаясь и маня, - все так же близко и все так же далеко...
Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, заменённая скалистыми горами, и
этот живой огонёк.
Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течёт все в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на весла...
Но все-таки... Все-таки впереди - огни!..
В.Г.Королен...ЕщёКак-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки мелькнул огонёк. Мелькнул ярко, сильно, совсем близко..
- Ну, слава богу! - сказал я с радостью. - близко ночлег!
Гребец повернулся, посмотрел и сказал:
- Далече!
Я не поверил... Но гребец был прав: оказалось, действительно далеко.
Свойство этих ночных огней - приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью...Кажется, вот-вот ещё 2-3 удара веслом, - и путь кончен...
А между тем - далеко!..
И долго ещё мы плыли по тёмной, как чернила, реке.... А огонёк все стоял впереди, переливаясь и маня, - все так же близко и все так же далеко...
Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, заменённая скалистыми горами, и
этот живой огонёк.
Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течёт все в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на весла...
Но все-таки... Все-таки впереди - огни!..
В.Г.Короленко "Огоньки".
*
- Будет буря, товарищ!
- Да, капрал, будет сильная буря!
Дыхание близкой грозы веяло над океаном.Над темною зябью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус. Рыбак направлял свою лодку к форту.
Испанцы приняли рыбака. Лодка мерно качалась под окном кельи испанской военной тюрьмы, и на неё из окна смотрел Хуан-Мария-Хозе- Мигуэль- Диац, инсургент и флибустьер. Испанцы взяли его в плен, привезли на остров и посадили в башню, откуда он мог видеть далекий берег, вспоминать и надеяться...
Кипучий восторг переполнял застывшую душу Диаца. Он крепче сжал руль, натянул парус и закричал.. Это был крик неудержимый радости, пробудившейся и сознавшей себя жизни.
Он знал, что он свободен!..
Лодка встала на самой вершине вала, дрогнула, колыхнулась и начала опускаться.
Со стены её видели в последний раз, но ещё долго форт посылал выстрел за выстрелом бушующему морю.
А наутро солнце опять взошло в ясной синеве. Море стихало. Синие тяжелые волны
все тише бились о камни, сверкая на солнце яркими веселыми брызгами.
Всюду смеялась жизнь, проснувшаяся после бурной ночи.
- Наверно, погиб! Это было чистое безумие.., - сказал испанец, стоящий на стене форта.
Молодой офицер повернул к говорившему задумчивое лицо.
- Да, вероятно, погиб. А, может быть, смотрит сейчас на свою тюрьму вон с тех гор.
Во всяком случае, море дало ему несколько мгновений свободы!..
А кто знает, не стоит ли один миг настоящей жизни целых годов прозябанья!..
Однако, что это там?
Они не могли понять, что значило непонятное оживление на позициях восставших.
Ответ ли это на вопрос об участи беглеца? Или просто случайная перестрелка внезапной тревоги? Ответа не было.
Сверкающие волны загадочно смеялись, набегая на берег и звонко разбиваясь о камни...
*
В.Г.Короленко.