Можно было бы сказать, что готический роман начался с миссис Радклиф, если бы ее предшественник граф Хорас Уолпол не написал «Замок Отранто» - роман, отхвативший известности не в силу своих художественных достоинств (их особо и нет), но в силу своего первородства. «Замок Отранто», пишет Лавкрафт, « стал первым романом, повествующим о сверхъестественном со своими пейзажами, персонажами-марионетками и сюжетом, и, взятый на вооружение писателями, от природы более способными к этому направлению в творчестве, стимулировал развитие подражательной готической школы, которая, в свою очередь, пробудила к жизни настоящих ткачей космического ужаса — ряд истинных художников, первым из которых был По».
Перу Анны Радклиф принадлежат шесть романов: «Замки Атлин и Данбейн» (1789), «Сицилийское сказание» (1790), «Роман в лесу» (1792), «Удольфские тайны» (1794), «Итальянец» (1797) и «Гастон де Блондевиль», написанный в 1802 году, но впервые опубликованный после смерти автора в 1826 году. Самый знаменитый из них – «Удольфо». Все романы были написаны ей в течение семи лет. После этого она навсегда оставила занятия литературой. Ходили даже слухи, что она сошла с ума, выдумывая все эти ужасы, о которых писала в своих романах. Последнее хоть и никогда не опровергалось при жизни, не соответствует действительности.
Романы миссис Радклиф, - снова обратимся к знаменитому эссе Лавкрафта, - «ввели моду на ужасное и таинственное и так же ввели новые, более высокие стандарты в ареале жуткой и внушающей страх атмосферы, несмотря на досадную манеру автора под конец разрушать свои собственные построения с помощью вымученных механистических объяснений. К известным готическим атрибутам, любимым предшественниками, миссис Радклифф добавила очевидное и почти гениальное ощущение чего-то неземного в пейзаж и события; каждая деталь обстановки и сюжета участвует в искусном создании ощущения безмерного ужаса, который она имела целью внушить читателям. Несколько мрачных деталей типа цепочки кровавых следов на лестнице в замке, стон из глубокого подземелья, странная песенка в ночном лесу становились яркими образами, предвещавшими надвигающийся кошмар, и эти образы оставили далеко позади причудливые и подробные описания других авторов. К тому же эти образы не стали менее убедительными, оттого что в конце объясняются естественным образом. У миссис Радклифф было могучее воображение, которое проявлялось в ее великолепных картинах природы — она писала широкими яркими мазками и никогда не вдавалась в мелкие детали — и в фантазиях о сверхъестественном тоже. А главными слабостями, помимо привычки все объяснять, были неточности в географии и истории и фатальное пристрастие к вставлению в романы коротких бесцветных стишков, приписываемых тому или иному персонажу… Персонажи миссис Радклифф похожи на марионеток, но не столь выраженных, как у ее предшественников. А что касается создания особой атмосферы, то в этом ей не было равных».
Надо заметить, что романы Анны Радклиф представляют причудливую смесь готического романа и сентиментализма, что придает им особое очарование.
Анна Радклиф скончалась от пневмонии на 59-м году жизни. Ее могила, как, впрочем, и само кладбище, не сохранилась.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1