Павел Муратов. «Римские письма» М.: Индрик, 2024. – 192 с.
Павел Муратов сам по себе не нуждается в представлении. Его написанные смолоду «Образы Италии» были настольными (и чемоданными!) книгами Блока и Кузмина, а потом надолго выпали из обихода вместе с частными поездками в Италию. И закономерно (и даже триумфально) вернулись вместе с ними в 90-е годы – несмотря на то, что искусствоведение и реставрация далеко ушли вперед, и неокончательность, а порой просто ошибочность окончательных суждений Павла Павловича, базирующихся на неверных датировках и разглядывании записанных или попорченных картин, стала очевидной.
Иное дело «Римские письма», писавшиеся, естественно, из Рима в течение 1926 года для русской парижской газеты «Последние новости» и впервые собранные сейчас под одну книжную обложку усилиями Михаила Талалая и Патриции Деотто. В них автор, отталкиваясь от прославивших его «Образов…», пытается дать новым русским читателям, попавшим, как и он сам, в совершенно новые условия, картину нового итальянского искусства в его связи с великим прошлым. И не только искусства. Но и жизни, которой он теперь оказался полноценным участником. Достаточно посмотреть оглавление: «Новый Рим», «Цыгане в Риме», «Современная итальянская живопись», «Новая итальянская живопись». Сейчас, по прошествии ста лет, эта новая живопись сама стала классикой – но ведь за это мы и любим итальянское искусство.
Нет комментариев