Меня давно уже не покидает ощущение, что национальная идентичность дается как новорожденному первичный иммунитет от матери: для защиты от опасностей, которыми его, совсем беззащитного, встречает мир. Рождаясь в «национальной среде», взрастая в ней, познавая через нее нужные для выживания в конкретных условиях накопленные веками мудрость, умения, навыки, запреты, каждый своей национальной идентичностью приспосабливается к жизни в этих условиях. И даже если исчезнут границы, государства, правительства, исчезнут «специалисты», получившие где-то права на вождение народов по вконец раздолбанным дорогам национальной политики, - различия условий сохранятся, а значит, нужен будет и опыт проживания в них, т.е. знание того, что входит в национальную идентичность народа.
И если это хоть в какой-то степени верно, то возникает вопрос: кому же
и почему мешает национальное многообразие? Мешает так, что хочется
всех вокруг лишить этой веками, тысячелетиями выпестованной
приспособленности к жизни? Лишить через устранение «национальных
границ», через ликвидацию «национальных квартир», через превращение
всех (людей, народов) в постоянных мигрантов, носящихся по стране (миру) в поисках очередного места, где кто-то чуть повысил прожиточный
минимум в виде зарплаты с целью привлечь рабочую силу для получения
новых прибылей? Лишить родного языка, национальной культуры,
включенности в любую общность (тем более национальную), способную
отстаивать общие интересы? Лишить, чтобы каждого сделать максимально беззащитным, т.е. максимально управляемым по максимально простой схеме: «вот работа – вот кусок хлеба; всѐ остальное – наплевать и забыть»...
Вряд ли уж так трудно предвидеть, куда ведет такая «национальная
политика». Потому что в глобальном масштабе у нее впереди -
цивилизационная катастрофа, давно и успешно вуалируемая повышением
«прожиточного минимума».
В будущее - через развитие народов, а не через их упразднение
Давно вроде пришло время подумать (если некогда «там, наверху», то
хотя бы «внизу») и о необходимости новой национальной политики в
стране. Политики, отвечающей интересам страны и ее народов, а не
обрекающей страну и ее народы. Подумать о том, что разные народы и
культуры, как разные драгоценности в Алмазном Фонде, – не беда, а
богатство страны. Что каждый народ, как и каждый человек, уникален, и
надо дать ему возможность свою уникальность сохранить и развить – на
благо всех. Только тогда у человечества будут такие общие сокровища,
которые создаются лишь народами со своей, а не «общегражданской» и не «мирогражданской» идентичностью: египетские пирамиды, светлая
эллинская цивилизация, итальянское искусство, голландская живопись,
немецкая философия и наука, русская литература ... и далее бесконечно до китайского монастыря Шаолянь, дагестанского аула Кубачи, русского
Палеха, неповторимой кавказской лезгинки.
И чтобы такие сокровища у человечества были, каждый народ должен
пройти свой путь полного развития и раскрытия. Как проходит его ребенок:
через воспитание в семье, через обучение в школе, вузе, через приобретение умений в трудовой деятельности, через включение во все более широкое жизненное пространство. И даже если на этом пути национальное в идентичности будет, естественным образом, занимать всѐ меньше места по сравнению с «общегражданским», с общечеловеческим, - оно не будет никому мешать, а позволит сделать общечеловеческое лишь многограннее, богаче, интереснее.
Поэтому не подавлять национальное, а поддерживать и развивать его;
не смешивать народы в очередном плавильном котле бездушного рынка, а давать им возможность достичь высшего уровня своего развития, - чтобы достойно войти во всѐ более сближающуюся (естественным путем!)
общность народов страны и мира, а не пополнять собой общаги
атомизированных, обезнационаленных, вечных и бесправных
гастарбайтеров даже на собственной родине.
2010, ноябрь
Нет комментариев