В гипермаркете девочка лет пяти случайно уронила с прилавка товар. Что-то разбилось. Мама стала на неё сильно кричать. Помимо того, что у неё "руки не из того места растут", была фраза: "Лучше бы тебя совсем не было!".
Ребёнок до восьми лет, когда слышит подобное, не анализирует ситуацию. Он не размышляет таким образом: «Ну, наверное, маме сейчас плохо. Мои бабушка с дедушкой воспитали её так, что она постоянно беспокоится о том, что о ней подумают другие люди. Бедная мама! Её чувство вины и агрессия не дает ей в полной мере проявить ко мне любовь в этой банальной ситуации! Ведь с кем не бывает! Да. Я пожалуй, была несколько невнимательна, с кем не бывает! Но совершенно не сделала ничего плохого. По крайней мере, намеренно».
На самом деле мысль самого близкого человека о том, что лучше бы его и вовсе не было, тем более так сильно эмоционально заряженная, не подвергается критике и становится собственным убеждением
Ребёнок начинает думать так же: "Лучше бы меня не было!". Потому что ребёнок принимает все слова за правду. Всю информацию о себе он получает от родителей. Помните, «как корабль назовешь, так он и поплывет»?
К чему приводят негативные родительские послания
• "У тебя руки не из того места растут!" – беспомощность, апатия, лень, бездействие, несамостоятельность, неуверенность в своих силах.
• "Прекрати умничать!", "Молчи, - за умного сойдешь!", "Не будь выскочкой! Будь как все!" – ребёнок не имеет своего мнения. Нет интереса к познавательной деятельности. Нет инициативы. Ребёнок не проявляет свои способности. Подавляются лидерские качества, индивидуальность, харизма ребёнка. Ребёнок не может проявить свои таланты.
• "Не реви, не плачь!" – отрицание чувств ребёнка. Нарушается рефлексия, самоанализ. Ребёнок не видит и не понимает своих чувств. Закрыта интуиция. Человек не может управлять своим эмоциональным состоянием. Негативные чувства разрушают организм изнутри (психосоматические заболевания).
• "Не трогай, лучше я сама все сделаю!" – ребёнок перестаёт что-либо делать, даже когда его просят. Беспомощность, безответственность, пассивность, несамостоятельность, инфальтивность.
• "Что прилип, как банный лист?! Отвяжись от меня!" – ребёнок теряет интерес к общению. Отстраняется, замыкается.
• "Ты ещё мал для этого!" – инфальтивность. Окружающие будут относиться к нему как к ребёнку. Он не станет взрослым. Безответственность. Несамостоятельность. Отсутствие мотивации к действию. Ведомый. Нуждается партнёре с функцией родителя.
• А вот Петя уже давно делает это..." — комплекс "Я недостаточно хорош"
Неуверенность,низкая самооценка. Стремление попадать в ожидания окружающих, чтобы заслужить любовь. Нет чувства собственного достоинства.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев