Андрей Афанасьев о том, как уберечь детей от токсичного интернет-контента
"ЗАВТРА". Андрей Анатольевич, вы занимаетесь проблемой взаимодействия детей с социальными сетями и в целом — с современным Интернетом, напоминающим некое Кембрийское море, в глубинах которого водятся неизвестные доселе смертельно опасные чудовища. Против этого вы пытаетесь выстроить линию защиты: ездите по стране, читаете лекции, одновременно собирая материал для ваших книг, рассказываете о том, как защищаться от растущего вала интернет-деструкции. Например, после теракта в "Крокус Сити" большое число детей через соцсети стали получать сообщения, в которых их побуждали совершать противозаконные акты — поджоги, нападения на государственные учреждения и прочее. В случае отказа ребят шантажировали, демонстрировали их адреса, фотографии родителей, что приводило к огромному количеству нервных срывов. Как такое стало возможным?
Андрей АФАНАСЬЕВ, руководитель общественно-просветительского проекта "На распутье.ру". Проблема втягивания детей в противоправную деятельность через мессенджеры и социальные сети была и раньше. Например, как только "Телеграм" стал массовым, подобные сообщения стали приходить детям регулярно, только не с призывами к совершению терактов, а, скажем, к торговле наркотиками. На такое у нас почему-то мало кто обращает внимание. А ребята с этим сталкиваются ежедневно, но родителям чаще всего про полученные сообщения не рассказывают.
Здесь необходимо затронуть и вопрос безопасности личных данных в Сети. По статистике прошлого года, около 80% всех имеющихся в стране баз данных были "слиты" злоумышленникам. А информацию о детях мошенники получают в первую очередь из наших школ благодаря всем новомодным электронным дневникам, электронным олимпиадам, таким образовательным площадкам, как "Сферум", и так далее. То есть школу втянули в некий рынок цифровых платформ, при этом он неконтролируемый: туда заходят все, кто хочет, и собирают персональные данные детей.
Конкретный пример: в Волгограде директор школы через учителя прислал в школьные чаты сообщение о проходящей платной олимпиаде по темам уроков цикла "Разговоры о важном". За 35 рублей эту олимпиаду проводило ООО "Инфо-Лавка". Меня заинтересовало, что это за организация. Перешёл по ссылке, посмотрел, где она зарегистрирована. Оказалось, на Кипре. Получается, что все данные детей уходили туда. Таким образом мошенники выуживали необходимые сведения и потом начинали обзванивать школьников и писать им. Подобных примеров очень много.
Проблема безопасности данных — серьёзнейшая, но до сих пор отношение государства к платформам, которые "теряют" и "сливают" данные, достаточно лояльное. Понятно, что здесь, как правило, речь не идёт о взломах, злых хакерах в капюшонах, а просто системному администратору какой-нибудь крупной компании приходит сообщение с предложением купить базу за определённую сумму.
"ЗАВТРА". Но разве ответственность за участие детей в электронных олимпиадах не лежит в том числе и на родителях, которые не удосужились посмотреть, что это такое на самом деле?
Андрей АФАНАСЬЕВ. Мы привыкли доверять школе. Сообщения же об олимпиаде приходят от учителей — что может быть не так? Поэтому, к сожалению, многие родители, недолго думая, регистрируются на таких платформах.
"ЗАВТРА". Вы упомянули "Сферум". Что это за площадка?
Андрей АФАНАСЬЕВ. "Сферум" — это продукт социальной сети "ВКонтакте". Я считаю, что он является маркетинговым ходом компании по втягиванию самых маленьких пользователей Сети в свою паутину. Давно изучая, откуда идёт деструктивный контент в Интернете, могу сказать, что ВК всегда был лидером по его распространению, хотя сейчас пальму первенства перехватывает "Телеграм".
В 2021 году ВК запустил платформу "Сферум", позиционируя её как некую безопасную "песочницу" для детей, закрытую площадку для учёбы и общения — без доступа к грязному и неоднозначному контенту, присутствующему в этой социальной сети. Но, зная исполнителей проекта, можно было сразу понять, чем это закончится. Сначала "Сферум" запустили как отдельный сайт, но с регистрацией через ВК ID. То есть ребёнок вводил свой логин и пароль для входа в "Сферум" и сразу получал доступ ко всем продуктам "ВКонтакте". В 2022 году разработчики сделали отдельный ВК-мессенджер и всё общение перенесли в него. С прошлого года между платформой "Сферум" и ВК-мессенджером можно ставить знак равенства. Это уже одно и то же. Доступ ко всем сообществам ВК открыт, соответственно, и ко всей грязи, которая там есть, тоже.
"ЗАВТРА". Родители не возмутились?
Андрей АФАНАСЬЕВ. Предвидя реакцию родителей, разработчики пошли на уловку и разделили ВК-мессенджер на два профиля — учебный и основной. Первый прикреплён к "Сферуму", и в нём практически недоступны сообщества ВК. А в основном профиле, который привязан к регистрации в ВК, можно найти все "прелести" этой социальной сети. Конечно, Департамент образования, учителя рекомендует не заходить в него. Но внутри ВК-мессенджера переключиться с одного профиля на другой можно в один клик. Плюс сам учебный профиль сделан так, что из-за урезанного функционала он постоянно провоцирует ребёнка на переход в основной. Например, если школьник захочет в учебном профиле создать группу друзей, пригласить в неё одноклассников, ему придёт сообщение, что на "Сферуме" это могут сделать только учителя, поэтому ему лучше перейти в основной профиль и там организовать свою группу. Даже для получения новых смайликов (стикеров) ребёнку надо ходить в основной профиль.
"ЗАВТРА". Но разве социальная сеть "ВКонтакте" не перешла в государственные руки?
Андрей АФАНАСЬЕВ. Практически перешла, но формально, как я понимаю, она пока частная.
"ЗАВТРА". Получается, что ничего позитивного в плане очищения социальных сетей не произошло?
Андрей АФАНАСЬЕВ. Некоторые виды совсем жёсткого контента всё же начали удалять из Сети, но это крохи по сравнению с объёмом оставленного деструктива.
"ЗАВТРА". Но ведь общество может вполне законно требовать установления цензуры в сети ВК, чтобы к детям не попадал такой контент?
Андрей АФАНАСЬЕВ. Естественно. Плюс школы обязаны соблюдать закон об образовании, где дословно написано, что учебные заведения не имеют права давать информацию, которая может причинить вред здоровью и развитию детей.
Но это ещё не всё. Также у нас есть проблема использования возрастной маркировки: если на каждый вышедший фильм или мультик ставят знак 6+, 12+, 18+, то на социальные сети это правило не распространяется. Как-то странно видеть, что на ВК не стоит знак информационной продукции, хотя там полно контента, попадающего под категорию 18+. Это единственная в мире социальная сеть, где разрешена порнография. У меня есть переписка со службой поддержки ВК, которая считает такое положение вещей нормальным.
Не может не волновать и информационная политика, связанная с рекламой этой социальной сети. Так, недавно ВК проводил акцию, в рамках которой детям раздавали мороженое. При этом организаторы использовали образ скандальной исполнительницы Инстасамки, которая рекламировала соцсеть, платформу "Сферум", завлекала подростков на эту акцию. Она же была названа артисткой года по версии "ВК Музыки", и её премировали за песню "За деньги — да".
Каждый год во многих крупных городах страны на базе этой социальной сети проводится VK Fest. На это большое мероприятие организаторы собирают всех, в том числе с самого что ни на есть музыкального дна. Имеется там и пропаганда наркотиков и извращений. У нас накопилось очень много вопросов к этой социальной сети, в том числе: как всё вышеописанное соотносится с государственной политикой?
"ЗАВТРА". Получается, что социальные сети — это выколотая точка в информационном поле. Никакие законы на них не действуют. Если это сеть наподобие "Ютюба", то понятно, что никакой управы на неё нет. Но там хотя бы формально соблюдаются какие-то правила приличия насчёт той же порнографии, при том, что вовсю идёт деструктивный, антигосударственный контент.
Андрей АФАНАСЬЕВ. Причём он встроен в рекомендательную систему, его заставляют смотреть. То есть после какого-то хорошего ролика на правильную тему обязательно включается либо украинский канал, либо что-то подобное.
"ЗАВТРА". Плюс пропаганда ЛГБТ*, запрещённая в России, но разрешённая и, более того, обязательная на "Ютюбе". А таинственный "Телеграм", который долгое время позиционировался как нечто сугубо пророссийское, закрытое, со временем стал просто вражеским ресурсом.
Андрей АФАНАСЬЕВ. Дети сейчас массово уходят в "Телеграм" из ВК, который они называют "обязаловкой". Это случилось после того, как школа через "Сферум" начала их насильно загонять в эту соцсеть.
"ЗАВТРА". Нет худа без добра?
Андрей АФАНАСЬЕВ. Не уверен. Если сравнивать эти социальные сети, то лучше бы дети оставались в ВК. Потому что там дно хотя бы обозначено, его можно как-то рассмотреть. А в "Телеграме" его вообще не видно. По сути это легализованный даркнет, где в открытом доступе находится всё что угодно. Вплоть до того, что там официально присутствует террористическая организация, набирающая людей воевать против России на Украине. Таких примеров очень много.
"ЗАВТРА". Хозяин "Телеграма" Павел Дуров недавно признался, что он по требованию украинских властей закрывает российские или пророссийские ресурсы для украинцев. При этом обратного процесса не происходит.
Андрей АФАНАСЬЕВ. И это касается всех деструктивных позиций в "Телеграме". Например, там совершенно открыто работает наркоторговля. Про что все знают, но никто в целом против этого не борется.
Но самая главная проблема в этом мессенджере — трудность мониторинга.
Когда занимались "Синим китом", появилось много организаций, которые исследовали группы, искали детей, включённых в эту суицидальную "игру". В ВК, по крайней мере, их можно было найти — через хештеги, через поиск друзей, новостей. Там было много инструментов, позволявших хотя бы косвенно вычислить этих детей. Найти, посмотреть их аккаунты, понять, где они живут или учатся. Кого-то спасали, кого-то привлекали. В "Телеграме" этого нет. Деструктивные группы не пробиваются через поиск. У сообщества может быть 200–300 тысяч подписчиков, но, не имея прямой ссылки, его нельзя найти.
Например, я уже давно мониторю группу, у которой 500 тысяч подписчиков-детей. Основной контент там — это видео суицидов, избиений, школьных драк, шок-контент. И главное, как я понимаю, на чём там зарабатывают, — это непрямая реклама каналов, которые дают ссылки на наркомагазины. По поводу этой группы свои решения Роскомнадзор и Росмолодёжь отправили в "Телеграм" месяца три назад, но она до сих пор функционирует. И даже если каким-то чудом она будет удалена, то с тем же количеством подписчиков возникнет в той же соцсети по другой ссылке.
"Телеграм" изначально был предназначен для мошенников. То есть там есть технологии, которых не было раньше в других мессенджерах: самоудаляющиеся сообщения, одноразовые ссылки и прочее.
"ЗАВТРА". Всё для удобства преступников…
Андрей АФАНАСЬЕВ. Вспомните, на чём раскрутилась эта сеть. Всё началось с истории, когда после теракта в питерском метро ФСБ установила, что преступники общались в "Телеграме". Поэтому спецслужбы направили Дурову официальный запрос для получения ключей шифрования, чтобы установить личности террористов. Но в ответ Дуров начал кривляться, кричал, что он "за свободу", говорил, что ничего не выдаст. Многие дети тогда его поддерживали, устраивали акции — запускали самолётики. То есть они фактически встали на сторону террористов, даже не понимая этого. А вот Дуров точно понимал, что делает. Так он раскрутил свой мессенджер, который сразу получил скандальную репутацию и стал этаким легальным даркнетом.
"ЗАВТРА". Известно, что по всему миру делаются попытки ввести возрастной ценз для пользования социальными сетями. Есть ли для этого инструменты?
Андрей АФАНАСЬЕВ. В Китае, например, к этому вопросу подошли очень строго. У них установлены ограничения пользования социальными сетями, ограничения по компьютерным играм. Китайцы — люди очень прагматичные. За каждым решением у них цепочки рассуждений и исследований. Они поняли, что от любого нахождения в социальных сетях — пусть даже там будет только позитивный медиапродукт — формируется примитивное клиповое мышление. Ребёнок привыкает потреблять информацию "коротышами", то есть коротким несвязанным контентом, и когда в школе у него в руках оказывается учебник, он уже неспособен нормально прочитать даже пять страниц текста — у него мозг закипает. Китайцы поняли, что если так пойдёт дальше, то через 10–20 лет они потеряют целое поколение, некому будет поддерживать страну в рабочем состоянии, и она стремительно покатится вниз.
"ЗАВТРА". Ввести ограничения можно только уничтожив анонимность в Интернете?
Андрей АФАНАСЬЕВ. Да. Конечно, это не значит, что мы заходим, условно говоря, в ВК, и там вместо аватарок у всех — страничка паспорта. Нет. Пусть каждый придумывает себе любое имя, ставит какую хочет аватарку, но при этом должна быть возможность идентифицировать человека, если он начинает делать что-то не то. Также в соцсетях не должно быть ботов.
"ЗАВТРА". И мы опять приходим к идее, что нам нужен не Интер-нет, а Интер-да — идеальная социальная сеть, в которой вообще не будет деструктивного контента, где исчезнет анонимность в любой форме. Но при этом лишь государство будет иметь туда абсолютный доступ. Только тогда туда можно будет запускать детей, как в действительно закрытый двор, где не бродят маньяки, не ездят с большой скоростью машины. Но время пребывания ребёнка в Сети должно быть лимитировано.
Андрей АФАНАСЬЕВ. Технически такое можно осуществить. Главное, чтобы была правильно поставлена задача. Проблема в том, что подобных целей никто не ставит.
"ЗАВТРА". А как на Западе решается вопрос с цензом?
Андрей АФАНАСЬЕВ. К примеру, сейчас во Флориде приняли закон о том, что, если ребёнок до 14 лет регистрируется в социальных сетях, его родителям выписывается штраф. И к подобным решениям придёт любое здравомыслящее государство, увидевшее у себя тенденции деградации: дети теряют способность учиться, а это неизбежно ведёт страну к печальным последствиям.
К сожалению, у нас ничего подобного нет. Наоборот, идёт процесс максимального затягивания ребёнка в интернет-среду, в том числе через школу. А вытягиванием оттуда детей никто не занимается. Ко мне многие родители обращаются с вопросом, как вытягивать уже зависимых ребят из этой опасной среды. Спрашивают, куда можно отвести ребёнка с этой проблемой. И я вынужден говорить, что отвести некуда. У нас нет службы помощи детям, пострадавшим от цифровых технологий. Как правило, семьи идут к психологам, а те работают по книгам, написанным в начале прошлого века, в которых такие факторы в принципе не могли учитываться. На Западе это явление изучают более активно. К примеру, киберпсихолог Мэри Айкен написала довольно актуальную на сегодняшний день книгу "Киберэффект", в которой хорошо описана данная проблема. Государства, как мы видим, на эту проблему реагируют по-разному.
Продолжение: https://zavtra.ru/blogs/tyomnaya_storona_seti ♻Рекомендуем пройти бесплатный онлайн-курс для детей и родителей «Критическое мышление и Медиаграмотность»: https://vk.com/kursmedia Повышайте свою родительскую грамотность в вопросах влияния СМИ и массовой культуры, взаимодействия детей с гаджетами. Научите ребёнка отличать вредную информацию от полезной, помогите ему по мере взросления сделать Интернет своим другом и помощником.📱
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев