ч.1 ДЛЯ ТЫХ, ХТО ЦІКАВІЦЦА ГІСТОРЫЯЙ.
Местечко Вязынь сегодня расположено у своеобразного южного отрога самого крупного в Беларуси Вилейского водохранилища. Ну а в те времена, когда никакого водохранилища здесь не было и в помине, это местечко возникло у моста через речку Илию. Главная улица Вязыни сбегала с холма в пойменную речную низину, а центральная площадь исторически расположилась у самой этой поймы. Чуть в стороне от площади, далее по течению реки, издревле стоял и усадебный двор хозяев местечка.
Известна Вязынь ещё с середины 15 века, когда принадлежала одному из самых влиятельных приближённых великого князя литовского Казимира Ягайловича, маршалку дворному Яну Кучуковичу. Великий князь доверял этому шляхтичу представительство в важных дипломатических миссиях, Ян Кучукович ездил в составе посольств и к полякам, и к крымским татарам, и к Ливонскому ордену. Кроме того он был женат на дочери крупнейшего магната того времени - виленского воеводы Яна Гаштольда. За свою службу Ян Кучукович был щедро обласкан земельными пожалованиями в самых разных частях Великого княжества Литовского от дворов под Вильней и Лидой до полесских Житковичей. Был среди его владений и двор в Вязыни, который, впрочем, не задержался в собственности его потомков. Уже в конце 15 века Вязынь переходит к другому славному роду, владевшему многими землями на территории нынешней центральной Беларуси – Саковичам.
Воевода троцкий Андрей Сакович в середине 15 столетия был ближайшим соседом Яна Кучуковича в Вязыни. Ему принадлежали земли под местечком Молодечно, например небольшой замок в Носилово, что сегодня в пригороде Молодечно. Его Андрей Сакович передал в наследство одному из своих троих сыновей - Юрию. Именно к владениям его и его потомков впоследствии и присоединился двор в Вязыни. Интересно, что эта ветвь рода Саковичей настолько обособилась, что стала именовать себя отдельной фамилией Носиловские – по названию замка, который теперь, очевидно, надлежало считать родовым.
Правнуком Андрея Саковича в первой половине 16 столетия был витебский воевода Юрий Носиловский. В 1543 году он основывает в Вязыни на центральной площади костёл в честь святой Анны, который на долгие века стал главным храмом местечка.
В семье Юрия Носиловского из детей были только дочки. Поэтому В 1561 году через приданное одной из них, Щенсны Носиловской, Вязынь на какое-то время попадает в собственность её мужа князя Юрия Збаражского . На какое то время, потому что князь Збаражский отдаёт Вязынь в приданное уже своей со Щенсной дочери Анастасии, которая выходила замуж за королевского дворянина рогачёвского старосту Романа Воловича. Но и там приключения Вязыни как женского приданного не закончились, потому что Роман и Анастасия Воловичи в 1612 году отдают её уже своей дочери Марианне. Марианна вышла замуж довольно неожиданно – за польского шляхтича Яна Витуньского, чьё родовое имение Витония находилось за сотни километров от Литвы за Варшавой. О судьбе этой семьи ничего особенного не известно за исключением как раз того, что в 1625 году они продали двор Вязынь дяде Марианны Волович, виленскому бискупу Евстафию Воловичу (тёзка и дальний родственник знаменитого литовского канцлера). Последний сразу же передал Вязынь в качестве фундуша молодому только появившемуся монастырю сестёр бенедиктинок в Вильне.
Монахини-бенедиктински прибыли в Вильню в 1620 году из Несвижа, где незадолго до этого Николаем Радзивиллом «Сироткой» был основан их крупный монастырь. В Вильне же, однако, поначалу они имели только небольшую деревянную церквушку. Бискуп Евстафий Волович стал активно помогать бенедиктинкам, и фундуши земель, пожертвованных из родовых владений, должны были обеспечить развитие и благосостояние монастыря. И в итоге, благодаря ещё нескольким крупным позднейшим фундушам, виленский монастырь бенедиктинок на несколько веков превратился в одного из крупнейших землевладельцев Литвы. В течение 170 лет местечко Вязынь также вносило свой вклад в благосостояние монастыря. Наверняка, в том числе и средства полученные бенедиктинками от Вязыни, позволили им в 1743 году построить в Вильне свой новый шикарный барочный костёл по проекту знаменитого литовского архитектора Яна Глаубица.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 15
Я тут на днях что интересное-то узнала за этот праздник! (немного сумбурно, но интересно, пока всё в голове не уложилось чётко ). Итак,
10 дней в неделе было тогда/3 декады+31 число - это была пятница, отсюда поговорка "7 пятниц на неделе"..
8й день недели был - воскресение покрова – читается латами как *возим в крепость сено под кров*, на иконе девочка Сеня!
Все главные улицы во всех городах мира соориентированы на восход солнца на 1 марта Мужье лето!
8 Марта (Март назывался Мартель!). Оказывается на нашей Руси (дохристианской) всегда и отмечался как женский день, женский словянинский хрестиянинский праздник! О как! И этому свидетельствует восстановленное изображение (икона) из ТАРА – образ девушки Сени, которая везёт стог сена в крепость под кров, отсюда слово возкреСение (покров) произошло - возит крепость Сеня сено под кров! Вот как оказывается! А рядом с Сеней стоят её родители, которые олицетворяют Скандинавское Отечество (Германское) - Б...ЕщёДевчонки с Праздничком
Я тут на днях что интересное-то узнала за этот праздник! (немного сумбурно, но интересно, пока всё в голове не уложилось чётко ). Итак,
10 дней в неделе было тогда/3 декады+31 число - это была пятница, отсюда поговорка "7 пятниц на неделе"..
8й день недели был - воскресение покрова – читается латами как *возим в крепость сено под кров*, на иконе девочка Сеня!
Все главные улицы во всех городах мира соориентированы на восход солнца на 1 марта Мужье лето!
8 Марта (Март назывался Мартель!). Оказывается на нашей Руси (дохристианской) всегда и отмечался как женский день, женский словянинский хрестиянинский праздник! О как! И этому свидетельствует восстановленное изображение (икона) из ТАРА – образ девушки Сени, которая везёт стог сена в крепость под кров, отсюда слово возкреСение (покров) произошло - возит крепость Сеня сено под кров! Вот как оказывается! А рядом с Сеней стоят её родители, которые олицетворяют Скандинавское Отечество (Германское) - Бубновое (Буби!), а не подалёку справа стоит жених Сени, которому что-то говорит Мора! Сверху изображена её пара, Мара - мать радящая!
По правую сторону над Морой стоят Царь и Царица Небесная в белых одеждах! А слева от Сени снизу Николай Чудотворец и за его спиной медичка Ересь Малкси, его жена! О как интересно а позади них стоят ещё 3 Отечества - в красных одеждах это Червоное Отечество, Черви; в зелёных одеждах это Казанское Отечество, Пика; в синих одеждах это Ибирийское (Грузинское!) Отечество, Крести (винни->виноград).
Итого 8 пар!
Я пока на стадии изучения всей этой темы и потому что-то ещё не точно
Буду в Кучках постараюсь встретиться лично. На сегодня вам счастья и здоровья.