🗓5 августа 2024 года исполнилось 180 лет со дня рождения русского живописца, педагога, профессора, действительного члена Императорской Академии художеств, ИЛЬИ ЕФИМОВИЧА РЕПИНА (24 июля (5 августа) 1844 - 29 сентября 1930).
🔸«Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо… Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, кем бы я ни восхищался, чем бы ни наслаждался… Оно, всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».
🎨С самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни. В своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанских и голландских художников XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
🎨Как педагог, Репин воспитал целую плеяду прославленных художников: Б.М. Кустодиев, И.Э. Грабарь, И.С. Куликов, Ф.А. Малявин, А.П. Остроумова-Лебедева, Н.И. Фешин, В.А. Серов.
🎨И.Е. Репин родился в городе Чугуеве (Харьковская губерния). Отец художника Ефим Васильевич Репин был из казачьего служивого рода. После участия в трёх военных компаниях зарабатывал на жизнь семьи тем, что пригонял с Донщины табуны лошадей на продажу. Связь с родным городом и Слободской Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника.
🎨Акварельные краски в дом Репиных впервые принёс двоюродный брат Ильи Ефимовича. Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел "оживление" арбуза: чёрно-белая картинка, размещённая в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика.
🎨В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов - эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась престижной. Однако через два года учебное заведение было упразднено, и Репин устроился в иконописную мастерскую. Вскоре весть о талантливом ученике иконописной мастерской распространилась далеко за пределами родного города; юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики. В 16 лет юноша покинул и мастерскую, и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город.
🎨Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска - городка, в котором родился художник Иван Крамской. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину "Моисей источает воду из скалы" (1863), семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович Репин отправился в Петербург.
🎨Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф.Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена.
🎨Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз "Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян" (1865), малую золотую медаль за работу "Иов и его друзья" (1869) и большую золотую медаль за картину "Воскрешение дочери Иаира" (1871).
🎨Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением "тягловой живой силы". Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла.
Картина "Бурлаки на Волге" (1870-1873) произвела сенсацию в международном художественном сообществе. В ней художник "монументализировал" жанровую сцену, считавшуюся "низшей“ в академической классификации.
🎨Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: "Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей".
Вернувшись в Россию, Репин собрал свой "большой запас художественного добра", переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым, закончил картину "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883), написал (со второй попытки) портрет Тургенева. Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.
🎨За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием "в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке". В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1883-1885). В тот же период он написал полотно "Не ждали" (1884-1888), портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.
🎨В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, "с женщин, которые истинно восхищали художника". Среди них - "Портрет Элеоноры Дузе" (1891), "Портрет Елизаветы Званцевой" (1889), "Портрет С.М. Драгомировой (1889), "Портрет баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт (1889) и др. Однако особняком стоит портрет второй жены художника, писательницы Натальи Нордман-Северовой, написанный в 1900 году.
🎨В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Её гости увидели картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-1891). Полотно приобрел император Александр III - цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для купца-мецената Павла Третьякова.
🎨В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств - на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет - до 1907 года.
🎨Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора, в числе которых было масштабное полотно "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" (1903).
🎨Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина, имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и "разносторонность творческих интересов": он проявил себя как живописец, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты, пейзажи; оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы; в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы.
🎨И.Е. Репин скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. Место смерти и погребения художника - Куоккала (Выборгская губерния), Республика Финляндия (после Октябрьской революции Куоккала вышла из владений России и стала финской территорией), где он проживал последние годы жизни в поместье под названием "Родные пенаты".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев