«Она очень любила своего Ивушку, поэтому и не смогла простить измены, - рассказывала дочь актрисы Татьяна. - Ведь с войны он вернулся с фронтовой женой - и сразу подал на развод. А мама к тому времени уже прошла собеседование в Театр им. Вахтангова. Говорила, что муж в ответ на рассказ о новой работе сказал: «Да кому ты там нужна?» Не выдержав обид, мама с моим братиком уехала в Минск, где вновь вышла на сцену своего театра. Но до конца жизни Иван был её единственной любовью. Моего отца, своего второго мужа, актёра Купаловского театра Павла Пекура, она уважала, ценила, а любила того - сама об этом говорила. Когда мама узнала, что Макаров умер, у неё случился гипертонический криз... А ещё я помню, что мама любила дождливую погоду - могла часами сидеть с папироской у окна. Говорила, что, наверное, такая тяга к ненастью родом из прошлого: «Иван ведь был гулёной, и я думала, что в дождь он будет сидеть дома и никуда не пойдёт»».
⠀
Галина Макарова продолжала играть в Минском театре - ей доставались роли сильных женщин, и зрители её очень любили. Там же, на сцене, она встретила своего второго мужа.
Актёр Павел Пекур долго за ней ухаживал, пока не сумел растопить её сердце. Галина Макарова согласилась выйти за него замуж, родила дочь.
Между тем, бывший муж нанёс Галине Климентьевне ещё один болезненный удар. Когда их сыну Эдуарду исполнилось 12 лет, он потребовал, чтобы мальчик переехал к нему. Это было совершенно невозможно, материнское сердце разрывалось на части, — как она будет без сына? Но пришлось смириться: Макаров пригрозил рассказать властям о прошлом её семьи, об отце-белогвардейце. В те годы этого оказалось бы достаточно, чтобы разрушить её жизнь. Справедливости ради стоит добавить, что Иван Макаров помог сыну получить хорошее образование. Эдуард окончил Бауманский институт, сделал карьеру, работал личным помощником Михаила Горбачёва.
⠀
Галина Макарова не чаяла в детях души - не только в своих, но и в чужих. «Сколько раз она хотела кого-то усыновить! - рассказывала её дочь Татьяна. - Долгое время мама водила меня в больницу к девочке Тонечке. И потом сообщила нам с папой, что хочет взять её к нам. А через какое-то время мы перестали навещать Тонечку. Мама сказала: девочку забрали родственники. Уже через годы я узнала, что малышка умерла от белокровия... А ещё помню, как однажды мы шли к маме на работу. И она увидела, что по улице ведут целый класс детей из детского дома, - они все были одинаково одеты. Возле Купаловского театра долгие годы работала мороженица - такая колоритная рыжеволосая женщина. И мама, не зная, как порадовать этих детей, купила им всем эскимо. ...
Одно время, помню, у нас жил лилипутик Сенечка. Дело в том, что у нас снимали квартиру гастролирующие циркачи. И им уже нужно было уезжать - как Сенечку парализовало. Родственники могли за ним приехать только через месяц - и мама взяла уход за ним на себя. Сама носила его на руках, мыла, он для неё как ребёнок был...»
⠀
В кино Галину Макарову привёл режиссёр «Ленфильма» Сергей Микаэлян, в 1976 году решивший снять драму «Вдовы» о двух старушках, которые ухаживали за чужими могилами. Он искал новые непримелькавшиеся лица и нашёл двух актрис - Галину Скоробогатову и Галину Макарову. После успеха в этом фильме Макарову, которой тогда было уже под 60, начали массово приглашать сниматься в роли матерей и бабушек главных героев - так она и стала «всесоюзной бабушкой».
«После «Вдовы» она шагала из фильма в фильм, - рассказывала её дочь. - Ей всегда доставались колоритные роли, на «Ленфильме» её даже прозвали «Жан Габен в юбке». Но в каждой картине она была органична, натуральна...
На съёмках «Вдовы» мама и Галина Скоробогатова прямо в сценических одеждах ходили гулять. Так, в местной столовой их приняли за своих, говорили: мол, чего вы, бабки, тут расселись? А на нашей Комаровке за мамой бабульки бегали, спрашивали: не из одной ли мы деревни?.. Но вообще мама подустала от амплуа «бабушки» - мечтала об исторических ролях. Когда увидела Римму Маркову в роли настоятельницы монастыря в «Гардемаринах», воскликнула: «Ах, как бы я это сыграла!»»
⠀
Многим зрителям казалось: на экране — вовсе не актриса, а обычная женщина, и она не играет, а просто живёт свою жизнь, настолько естественна и органична была Макарова в своих образах. «Впервые Галину Климентьевну я увидел подростком в каком-то кинофильме и подумал: зачем учиться в каких-то театральных институтах? Достаточно просто снимать женщин такими, какие они есть. Я был убеждён, что Галина Макарова не играет вовсе, её просто снимают в определенных жизненных обстоятельствах, - признавался как-то известный белорусский драматург Алексей Дударев.
⠀
Какой была в жизни народная артистка СССР (звание дали Макаровой в 1980 году), мы можем узнать со слов её родственников, ведь сама Галина Климентьевна о себе и о своей жизни рассказывать не любила.
«Бабушка разной была: могла и слово нецензурное к месту вставить - она была просто специалистом в этой области, - вспоминала внучка актрисы Анастасия. - А ещё я просто не представляю её без чашки кофе и сигаретки «Беломорканал». В день она могла выкурить несколько пачек.
Бабушка была самым добрым человеком на свете! Как-то она увидела пьяного человека на лавочке у нашего подъезда. Принесла ему подушечку, укрыла одеялом. На утро человек ушёл и оставил бельё сложенным. На следующий день он пришёл с конфетами и стал расспрашивать во дворе о своём благодетеле. На что ему старушки на лавочке ответили: «Ну, такое могла только Макарова сделать»».
⠀
О том, что она стала народной артисткой (несмотря на то, что никогда не состояла в партии), Галина Макарова узнала из газет. А к властям обратилась только один раз: когда в её семье появилась внучка - и в 2-комнатной квартире ютились пятеро человек. Макаровой отказать не могли - и выделили жильё.
Но любимым детищем Галины Макаровой была дача в 30 километрах от Минска. Там она разбила целый ботанический сад. Семёна диковинных растений привозила со всех командировок и гастролей; заветные пакетики ей присылали и поклонники из разных уголков Советского Союза. На участке артистки росло 100 кустов пионов! Машины у Галины Климентьевны не было - на дачу она ездила на электричке. Как-то её спросили, кем вы могли стать, если бы не были актрисой. На что получили ответ: «Ну, наверное, председателем колхоза». Она была просто одержима землёй: после спектакля могла рвануть на дачу и при Луне полоть грядки и поливать.
Как-то Галина Климентьевна вычитала: конские удобрения лучше коровьих и совсем уж замечательные — от африканского слона. А тут как раз в Минском цирке дрессировщик с группой слонов стал работать… Макарова сразу — в дирекцию цирка: «Мне бы мешочек из-под этого, с хоботом!..» Кто же откажет известной артистке, да ещё в такой «экзотической» просьбе? Упаковала она слоновьи «удобрения» так, чтобы даже самая капризная дама в электричке не воротила нос от её объёмной сумки. И повезла необычный груз на дачу. В электричке, правда, задремала, а когда проснулась — бесценного груза не оказалось. Умыкнули сумку-то. Потом, рассказывая об этом забавном случае, Галина Климентьевна смеясь, говорила, что мол, готова ещё раз поусердствовать возле слонов, чтобы посмотреть на выражение лиц тех, кто потрошил её «сокровища»… Слушатели от смеха за животы хватались — Макарова всегда отличалась остроумием и умела юморить.
На любимой даче прошли и последние дни «всесоюзной бабушки». Был конец сентября, и она всё просила отвезти её на дачу, доделать последние сезонные дела. Там её сердце и остановилось...
«Сторож нам потом рассказал, что с утра он к ней пришёл, протопил печку, мама чеснок перебирала. А в обед он увидел, что дверь приоткрыта, зашёл, а мама на диване откинувшись сидит», - рассказывала дочь актрисы.
Галины Макаровой не стало на 74-м году жизни, 28 сентября 1993 года. Похоронили актрису в Минске, на Восточном кладбище, ставшем местом упокоения многих выдающихся представителей белорусского народа. Её внучка Анастасия сказала о бабушке прекрасные слова, которые могли бы повторить и кинозрители: «Для меня главным качеством в ней оставалась её подлинность. Она была настоящей! И все мы учились у неё не фальшивить, не казаться, не воображать себя кем-то, а быть собой».
Комментарии 6