Во время мытья головы в гусле желательно начинать справа, прочесывая сначала корни волос на правой стороне головы, а затем на левой. Со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после полового осквернения сначала совершал малое омовение, затем опускал правую руку в воду и прочесывал ей правую сторону своей головы, добираясь до корней волос, затем то же самое проделывал с левой стороной головы, но уже левой рукой. И так до тех пор, пока кожа головы полностью не смачивалась, после чего он трижды поливал воду себе на голову. (аль-Байхаки/825. Иснад хадиса достоверный /сахих/).
    0 комментариев
    5 классов
    Допустимость опускания рук в сосуд с водой человеку, находящемуся в состоянии полового осквернения, для набора воды и прочесывания ими корней волос. Хадисы по теме: «…после чего погружал пальцы в воду и прочёсывал ими корни волос, затем выливал на голову три пригоршни воды, а затем обливал водой всё тело». (аль-Бухари/248). «…затем набирал воду и прочесывал своими пальцами корни волос, и, почувствовав, что полностью смочил их, выливал на голову три пригоршни воды, затем обливал все свое тело, после чего мыл ноги». (Муслим/316). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно, когда я купалась вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мы набирали воду из одного и того же сосуда, по очереди погружая в него руки». (аль-Бухари/261). Также передается, что она рассказывала: «Обычно мы с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершали полное омовение, набирая воду из одного сосуда, стоявшего между нами, и он опережал меня в этом, так что мне приходилось говорить: «Оставь и мне, оставь и мне!» (Муслим/321). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды одна из жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершила омовение из миски с водой, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тоже пожелал совершить омовение из этой миски, однако она сказала ему: «О посланник Аллаха, я была в состоянии полового осквернения, когда мылась из нее», - на что он ответил: «Поистине вода не становится от этого оскверненной». (Ахмад. Хадис достоверный /сахих/. См. «Ируа аль-Галиль»/27). Имам аль-Бухари приводит в своем «Сахихе» сообщения о том, что Ибн ‘Умар и аль-Бара ибн ‘Азиб опускали свои руки в воду для омовения прежде того, как помыть их, а также, что Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас не видели ничего страшного в брызгах воды, оставшейся после купания человека в состоянии полового осквернения. Данные сообщения аль-Бухари привел в форме «та’ликъ»*, однако Хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (1/484) привел их полные иснады. *[«Та‘ликъ», «муаллякъ» – означает «подвешенный». В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в иснаде которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом людей со стороны передатчика хадиса. В качестве довода такие хадисы неприемлемы. Однако, если хадис «му’аллякъ» приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, как например в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, то на него распространяется действие особого суждения. Ученые занимались исследованием хадисов му‘аллякъ, приводящихся в «Сахих» аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады. См. “Шарх ан-нухба” 42]. Сообщается, что аш-Ша’би сказал: «Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, погружали свои руки в воду прежде их мытья, будучи в состоянии полового осквернения». (Ибн Абу Шейба 1/82).
    0 комментариев
    3 класса
    Некоторые элементы в большом омовении выводы с хадисов. Мытье рук два или три раза прежде опускания их в сосуд с водой для омовения. Мытье полового органа левой рукой перед совершением малого омовения и дальнейшим обливанием водой. Данное положение обусловлено тем, что прикосновение к половому органу, в соответствии с правильным мнением в этом вопросе, нарушает действительность малого омовения. Обтирание руки о землю после подмывания полового органа или использование для этого современных чистящих средств типа мыла и т.п. Дозволенность использования мыла после подмывания полового органа объясняется тем, что при этом преследуется та же самая цель, что и обтирание руки о землю, песок или грунт, а именно очищение от остатков загрязнения. ________________________________________________________________ Законность совершения малого омовения перед полным обливанием водой. Малое омовение (аль-вуду) перед купанием (аль-гусль) представляет собой то же самое омовение, что и перед молитвой, с той лишь разницей, что не включает в себя мытье ног.
    0 комментариев
    2 класса
    Намерение, перед полным омовением. Факихи разошлись во мнениях относительно необходимости соответствующего намерения для совершения полного омовения (аль-гусль). Но в частности, такие ученые, как Раби’а, аль-Лейс, аш-Шафи’и, Ахмад, Абу Саур, Исхак ибн Рахауайх, Абу ‘Убайда, Дауд и ат-Табари считали, что равно как омовение для молитвы, так и купание после полового осквернения и очищение песком (таяммум), совершенные без соответствующего намерения, засчитаны не будут. В подтверждение своих слов они приводили слова Всевышнего Аллаха: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа исключительно ради Него…» (Ясное знамение, 4), а также слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести…».
    0 комментариев
    7 классов
    Произнесение имени Аллаха перед полным омовением. На это указывают общие слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Омывайтесь с именем Аллаха!» (ан-Насаи, Ибн Хузейма/144. Ан-Науауи сказал: «Иснад этого хадиса хорош», а Хафиз Ибн Хаджар и вовсе подтвердил его достовперность . См. «аль-Маджму’» 1/385; «аль-Маусу’а» 1/164). Я‘ля ибн Умайя рассказывал: «Однажды, когда ‘Умар совершал полное омовение за своим верблюдом, а я закрывал его одеждой от посторонних взглядов, я услышал, как он произнес: «С именем Аллаха!» (Ибн аль-Мунзир в Аль-Аусат» 1/368. Иснад сообщения достоверный /сахих/).
    0 комментариев
    4 класса
    Полное омовение после полового осквернения. Всевышний Аллах сказал: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь». (Трапеза, 6). «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и, будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь». (Женщины, 43). Сообщается со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая полное омовение после полового осквернения, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал с мытья рук, затем совершал такое же омовение, как и перед молитвой, после чего погружал пальцы в воду и прочёсывал ими корни волос, затем двумя руками выливал на голову три пригоршни воды, а затем обливал водой всё тело. (аль-Бухари/248). В другой передаче этого хадиса сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «…почувствовав же, что кожа головы увлажнилась, он трижды обливал ее водой, после чего обливал прочие части тела». (аль-Бухари/272). Также сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Совершая полное омовение после полового осквернения, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинал с мытья рук, затем правой рукой сливал воду на левую руку и мыл ею свой половой орган. Затем он совершал малое омовение подобное тому, которое совершал для молитвы, после которого набирал воду и прочесывал своими пальцами корни волос, и, почувствовав, что полностью смочил их, выливал на голову три пригоршни воды. Затем он обливал водой все свое тело, после чего мыл ноги». (Муслим/316). Сообщается, что Маймуна, да будет доволен им Аллах, рассказывала: «Однажды я поставила (согласно другой версии: «…поливала») пророку, да благословит его Аллах и приветствует, воду для купания после полового осквернения и стала прикрывать его (от чужих глаз). Сначала он дважды или трижды помыл свои руки, затем правой рукой сливая воду на левую руку, вымыл ею свои гениталии (согласно другой версии: «…половой орган и попавшие на него загрязнения»), затем дважды или трижды обтер руку об землю (согласно другой версии: «…потер ею об стену»), а потом вымыл ее. Затем он прополоскал рот и нос, помыл лицо и руки, и трижды помыл голову (согласно другой версии: «…затем он совершил малое омовение подобное тому, которое совершал для молитвы, но без мытья ног»), затем облил водой все тело, после чего передвинулся с того места, на котором стоял, и помыл свои ступни». (аль-Бухари/257, 265, 249, 259). Также передается, что Маймуна, да будет доволен им Аллах, рассказывала: «Однажды я поднесла посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воду для купания после полового осквернения, и сначала он дважды или трижды помыл свои руки, затем погрузил (правую) руку в сосуд, и, зачерпнув ею воду, слил ее на свой половой орган, и помыл его левой рукой. Затем он ударил левой рукой по земле и сильно потер ее об нее. После этого он совершил малое омовение подобное тому, которое совершал для молитвы, затем вылил на свою голову три пригоршни воды, помещающейся у него в ладони, а затем помыл остальные части тела. Потом он отошел в сторону от того места, на котором стоял и помыл свои ноги». (Муслим/317).
    0 комментариев
    7 классов
    О том, когда омовение совершать желательно. • Для поминания Всевышнего Аллаха; • Перед сном; • Каждый раз после нарушения предыдущего омовения; • Перед каждой молитвой, даже если человек не нарушал омовение со времени предыдущей молитвы; • После полового осквернения для последующего сна, принятия пищи, питья или повторного полового акта; • Для переноса тела усопшего; • Перед полным омовением (гусль), независимо от того является ли оно обязательным или желательным; • После рвоты.
    0 комментариев
    5 классов
    Перенос тела покойника, не нарушает омовение. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар умастил благовониями и перенес тело покойного сына Са’ида ибн Зейда, после чего вошел в мечеть и помолился, не совершив омовения. (Малик в «аль-Муватта»/47. Иснад сообщения достоверный /сахих/). Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Малик ввел данный хадис в главу «О том, что не требует совершения омовения» с целью выявить свое непризнание сообщения, в котором передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто омывает покойника, совершает большое омовение, а тот, кто несет его - малое», а также, чтобы дать понять, что согласно их мнения этого делать не следует. Смысл упомянутого хадиса, а Аллаху ведомо лучше, заключается в том, что человеку, который несет покойника, следует находиться в состоянии омовения, чтобы не упустить погребальную молитву по нему, а не в том, что перенос тела покойника является ритуальным осквернением». (См. «аль-Истизкар» 1/174).
    0 комментариев
    9 классов
    Отрыжка едой, не нарушает омовение. [Отрыжка едой (аль-калсь) отличается от рвоты (аль-каъ) тем, что во время рвоты изрыгается содержимое желудка, а во время отрыжки то, что находилось в пищеводе человека и не успело попасть в желудок]. Со слов Малика сообщается, что он видел, как однажды Раби’а ибн ‘Абдур-Рахман, находясь в мечети, отрыгнул несколько раз, однако никуда не отлучался и не совершал омовение, пока не совершил молитву. Яхья сказал: «Как-то раз Малика спросили о том, должен ли человек, который отрыгнул едой, совершить омовение. На что он ответил, что он не должен совершать омовение и ему следует лишь прополоскать и помыть свой рот после этого». (См. «аль-Муватта»/46). Ибн аль-Мунзир сказал: «Группа ученых сказала, что после отрыжки едой не следует совершать омовение. Это мнение высказал Хасан аль-Басри, и его придерживались Малик, аш-Шафи’и и Абу Саур. Также рассказывают, что аз-Зухри и ‘Амр ибн Динар говорили, что после отрыжки едой омовение совершать не следует». (См. «аль-Аусат» 1/187). Доказательством того, что отрыжка едой не нарушает омовение, является отсутствие доказательства, подтверждающего это. Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Логика требует того, что омовение, действительность которого подтверждена единогласно, может быть признано нарушенным лишь на основе неопровержимого доказательства из достоверной Сунны, или единогласным мнением тех, чьи слова надлежит принимать за довод. Однако Всевышний Аллах не велел вменять в обязанность омовение после рвоты, нет ничего достоверного об этом из Сунны Его посланника, и все ученые не сошлись на мнении о необходимости оного». (См. «аль-Истизкар» 1/173).
    0 комментариев
    2 класса
    Употребление в пищу еды, приготовленной на огне, не нарушает омовение. Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отведал баранью лопатку, после чего помолился, не совершив омовения. (аль-Бухари/207, Муслим/354). В другой версии сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да будет доволен им Аллах, откусил кусок от бараньей лопатки, а затем помолился, не совершив омовения». (Абу Дауд/190. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/185). Также от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается следующее: «Как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поел мясо лопатки, затем вытер руку о ткань, на которой сидел, после чего встал и совершил молитву». (Абу Дауд/189. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/184). Передают со слов Маймуны, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, съел у неё в доме баранью лопатку, а потом помолился, не совершив омовения. (аль-Бухари/210). Сувайд бин ан-Ну‘ман, да будет доволен им Аллах, сообщил, что в год Хайбара он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в военный поход. Когда они достигли Сахбы, расположенной поблизости от Хайбара, пророк, да будет доволен им Аллах, совершил послеполуденную молитву, а затем велел принести еду, однако подать могли только савик*, который по его велению увлажнили. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все остальные поели, после чего он поднялся с места для совершения закатной молитвы и прополоскал рот, что сделали и все остальные, а потом приступил к молитве, не совершив омовения. (аль-Бухари/210). *[Савик - походная еда быстрого приготовления, своего рода полуфабрикат. Его основу составляла пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, мёдом или финиками, которую перед употреблением увлажняли]. Сообщается, что ‘Абдулла ибн аль-Харис, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, когда мы находились с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, под навесом, для нас поставили еду, и мы поели ее, а после того, как прозвучал призыв к молитве, мы помолились, не совершив омовения». (Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/188). Предания от сподвижников, которые не совершали омовение после того, как ели пищу, приготовленную на огне: Имам аль-Бухари сказал: «Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман, да будет доволен ими Аллах, ели и не совершали омовение после этого». Комментируя эти слова Хафиз Ибн Хаджар писал: «Данное сообщение с непрерывным и хорошим иснадом привел ат-Табарани в «Муснад аш-Шамийин» через путь передачи от Салима ибн ‘Амира, сказавшего: «Я видел, как Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман ели еду приготовленную на огне и не совершали омовение после этого». (См. «Фатх аль-Бари» 1/стр. 371-372). Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я видел, как однажды Абу Бакр ас-Сиддик поел мяса, после чего помолился, не совершив омовения». (Малик в «аль-Муватта»/54. Иснад сообщения достоверный /сахих/). Также сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Абу Бакр и ‘Умар поели хлеба и мяса, а потом помолились, не совершив омовения». (Ибн аль-Мунзир 1/221. Сообщение достоверное /сахих/). Раби’а ибн ‘Абдуллах ибн аль-Худейр рассказывал, что как-то раз он ужинал вместе с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, после которого тот помолился, не совершив омовение. (Малик в «аль-Муватта»/50. Иснад сообщения достоверный /сахих/). Сообщается, что Абан ибн ‘Усман рассказывал, как однажды ‘Усман ибн ‘Аффан поев хлеба с мясом, прополоскал рот, вымыл руки и протер ими лицо. После чего он помолился, не совершив омовение. (Малик в «аль-Муватта»/51. Иснад сообщения достоверный /сахих/). Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас не совершали омовения после пищи, приготовленной на огне. (аль-Байхаки 1/157. Сообщение достоверное /сахих/). Сообщается, что однажды Ибн Мас’уду принесли деревянную плошку с едой и он поел из нее, после чего он прополоскал свой рот, а затем приступил к молитве, не помыв руки. (Ибн аль-Мунзир 1/221. Сообщение достоверное /сахих/). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине огонь – это всего лишь благодать. Огонь не делает что-либо дозволенным или запретным, и нет нужды совершать омовение после еды, приготовленной на огне». (Ибн аль-Мунзир 1/222. Сообщение достоверное /сахих/). Сообщается что однажды Яхья ибн Са’ид спросил, ‘Абдуллаха ибн ‘Амира ибн Раби’у о том следует ли человеку, который совершил омовение для молитвы, а затем перекусил едой, приготовленной на огне, совершать его заново? На что он ответил: «Я видел, как мой отец* поступал, так и не совершал после этого омовение». (Ибн аль-Мунзир 1/222. Сообщение достоверное /сахих/). *[Его отцом был ‘Амир ибн Раби’а – один из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, участвовавших в битве при Бадре] Сообщается, что однажды, когда Анас ибн Малик вернулся из Ирака, к нему пришли Абу Тальха и Убай ибн Ка’б. Перед ними поставили еду, приготовленную на огне, поев которой они встали и помолились, не совершив омовения. (Ибн аль-Мунзир 1/222. Сообщение достоверное /сахих/). Сообщается, что Абу Галиб рассказывал: «Я ел с Абу Умамой сарид [традиционное блюдо арабской кухни, основными ингредиентами которого являются мясо и хлеб] и хлеб, после которых он молился, не совершая омовения». (‘Абдур-Раззак/662. Иснад сообщения достоверный /сахих/). Приведя все эти сообщения Ибн аль-Мунзир сказал: «Хаммад ибн Зейд передал со слов Айюб ас-Сахтияни следующее: «Если дойдет до тебя, разногласие сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по какому-либо вопросу, и среди их мнений ты найдёшь мнение Абу Бакра и ‘Умара, то держись за него крепко накрепко, ибо оно и есть истина и Сунна». Абу Хишам ар-Рифа’и сказал: «Я слышал, как Яхья ибн Адам говорил: «Нет нужды в чьих-либо словах наряду со словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Единственное, что можно сказать, это: «Так делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр и ‘Умар…», чтобы знать, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, придерживаясь этого». Этого мнения придерживались Малик, а вместе с ним те, кто последовал за ним из числа факихов Медины. Также его придерживался Суфьян ас-Саури, и те, кто был согласен с его мнением из числа факихов Ирака. Это мнение разделял аль-Ауза’и и его сторонники, а также аш-Шафи’и, Ахмад, Исхак ибн Рахауайх, Абу Саур, Абу Ханифа и его ученики. И мне неизвестно, чтобы сегодня среди обладателей знаний было разногласие в том, что нет необходимости совершать омовение после пищи, приготовленной на огне, за исключением верблюжатины». (Ибн аль-Мунзир 1/223). Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды я принес для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хлеб с мясом. Поев их, он попросил принести ему воды для омовения и совершил его ею, после чего совершил полуденную молитву. Потом он попросил подать остаток еды и поел, а затем встал на молитву, не совершив омовение». (Абу Дауд/191. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/186). Также сообщается, что Джабир сказал: «Последний из двух поступков, которые были замечены за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это то, что он перестал совершать омовение после употребления в пищу еды, видоизмененной от воздействия огня». (Абу Дауд/192. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/187).
    0 комментариев
    3 класса
  • Класс
  • Класс
Показать ещё