Употребление в пищу еды, приготовленной на огне, не нарушает омовение.
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отведал баранью лопатку, после чего помолился, не совершив омовения. (аль-Бухари/207, Муслим/354).
В другой версии сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да будет доволен им Аллах, откусил кусок от бараньей лопатки, а затем помолился, не совершив омовения». (Абу Дауд/190. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/185).
Также от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается следующее: «Как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поел мясо лопатки, затем вытер руку о ткань, на которой сидел, после чего встал и совершил молитву». (Абу Дауд/189. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/184).
Передают со слов Маймуны, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, съел у неё в доме баранью лопатку, а потом помолился, не совершив омовения. (аль-Бухари/210).
Сувайд бин ан-Ну‘ман, да будет доволен им Аллах, сообщил, что в год Хайбара он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в военный поход. Когда они достигли Сахбы, расположенной поблизости от Хайбара, пророк, да будет доволен им Аллах, совершил послеполуденную молитву, а затем велел принести еду, однако подать могли только савик*, который по его велению увлажнили. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все остальные поели, после чего он поднялся с места для совершения закатной молитвы и прополоскал рот, что сделали и все остальные, а потом приступил к молитве, не совершив омовения. (аль-Бухари/210).
*[Савик - походная еда быстрого приготовления, своего рода полуфабрикат. Его основу составляла пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, мёдом или финиками, которую перед употреблением увлажняли].
Сообщается, что ‘Абдулла ибн аль-Харис, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, когда мы находились с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, под навесом, для нас поставили еду, и мы поели ее, а после того, как прозвучал призыв к молитве, мы помолились, не совершив омовения». (Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/188).
Предания от сподвижников, которые не совершали омовение после того, как ели пищу, приготовленную на огне:
Имам аль-Бухари сказал: «Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман, да будет доволен ими Аллах, ели и не совершали омовение после этого». Комментируя эти слова Хафиз Ибн Хаджар писал: «Данное сообщение с непрерывным и хорошим иснадом привел ат-Табарани в «Муснад аш-Шамийин» через путь передачи от Салима ибн ‘Амира, сказавшего: «Я видел, как Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман ели еду приготовленную на огне и не совершали омовение после этого». (См. «Фатх аль-Бари» 1/стр. 371-372).
Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я видел, как однажды Абу Бакр ас-Сиддик поел мяса, после чего помолился, не совершив омовения». (Малик в «аль-Муватта»/54. Иснад сообщения достоверный /сахих/).
Также сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Абу Бакр и ‘Умар поели хлеба и мяса, а потом помолились, не совершив омовения». (Ибн аль-Мунзир 1/221. Сообщение достоверное /сахих/).
Раби’а ибн ‘Абдуллах ибн аль-Худейр рассказывал, что как-то раз он ужинал вместе с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, после которого тот помолился, не совершив омовение. (Малик в «аль-Муватта»/50. Иснад сообщения достоверный /сахих/).
Сообщается, что Абан ибн ‘Усман рассказывал, как однажды ‘Усман ибн ‘Аффан поев хлеба с мясом, прополоскал рот, вымыл руки и протер ими лицо. После чего он помолился, не совершив омовение. (Малик в «аль-Муватта»/51. Иснад сообщения достоверный /сахих/).
Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас не совершали омовения после пищи, приготовленной на огне. (аль-Байхаки 1/157. Сообщение достоверное /сахих/).
Сообщается, что однажды Ибн Мас’уду принесли деревянную плошку с едой и он поел из нее, после чего он прополоскал свой рот, а затем приступил к молитве, не помыв руки. (Ибн аль-Мунзир 1/221. Сообщение достоверное /сахих/).
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине огонь – это всего лишь благодать. Огонь не делает что-либо дозволенным или запретным, и нет нужды совершать омовение после еды, приготовленной на огне». (Ибн аль-Мунзир 1/222. Сообщение достоверное /сахих/).
Сообщается что однажды Яхья ибн Са’ид спросил, ‘Абдуллаха ибн ‘Амира ибн Раби’у о том следует ли человеку, который совершил омовение для молитвы, а затем перекусил едой, приготовленной на огне, совершать его заново? На что он ответил: «Я видел, как мой отец* поступал, так и не совершал после этого омовение». (Ибн аль-Мунзир 1/222. Сообщение достоверное /сахих/).
*[Его отцом был ‘Амир ибн Раби’а – один из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, участвовавших в битве при Бадре]
Сообщается, что однажды, когда Анас ибн Малик вернулся из Ирака, к нему пришли Абу Тальха и Убай ибн Ка’б. Перед ними поставили еду, приготовленную на огне, поев которой они встали и помолились, не совершив омовения. (Ибн аль-Мунзир 1/222. Сообщение достоверное /сахих/).
Сообщается, что Абу Галиб рассказывал: «Я ел с Абу Умамой сарид [традиционное блюдо арабской кухни, основными ингредиентами которого являются мясо и хлеб] и хлеб, после которых он молился, не совершая омовения». (‘Абдур-Раззак/662. Иснад сообщения достоверный /сахих/).
Приведя все эти сообщения Ибн аль-Мунзир сказал:
«Хаммад ибн Зейд передал со слов Айюб ас-Сахтияни следующее: «Если дойдет до тебя, разногласие сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по какому-либо вопросу, и среди их мнений ты найдёшь мнение Абу Бакра и ‘Умара, то держись за него крепко накрепко, ибо оно и есть истина и Сунна».
Абу Хишам ар-Рифа’и сказал: «Я слышал, как Яхья ибн Адам говорил: «Нет нужды в чьих-либо словах наряду со словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Единственное, что можно сказать, это: «Так делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр и ‘Умар…», чтобы знать, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, придерживаясь этого».
Этого мнения придерживались Малик, а вместе с ним те, кто последовал за ним из числа факихов Медины. Также его придерживался Суфьян ас-Саури, и те, кто был согласен с его мнением из числа факихов Ирака. Это мнение разделял аль-Ауза’и и его сторонники, а также аш-Шафи’и, Ахмад, Исхак ибн Рахауайх, Абу Саур, Абу Ханифа и его ученики. И мне неизвестно, чтобы сегодня среди обладателей знаний было разногласие в том, что нет необходимости совершать омовение после пищи, приготовленной на огне, за исключением верблюжатины».
(Ибн аль-Мунзир 1/223).
Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды я принес для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хлеб с мясом. Поев их, он попросил принести ему воды для омовения и совершил его ею, после чего совершил полуденную молитву. Потом он попросил подать остаток еды и поел, а затем встал на молитву, не совершив омовение». (Абу Дауд/191. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/186).
Также сообщается, что Джабир сказал: «Последний из двух поступков, которые были замечены за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это то, что он перестал совершать омовение после употребления в пищу еды, видоизмененной от воздействия огня».
(Абу Дауд/192. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/187).