Мыть руки во время омовения является обязательным от кончиков пальцев и до локтей, включительно. Это подтверждается словами Аллаха: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей». («Трапеза», 6), а также многочисленными хадисами от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в этой теме, в частности хадисом ‘Абдуллаха ибн Зейда, в котором сказано: «…потом дважды омыл руки до локтей…».
Большинство ученых считают, что локоть является частью руки, которая также должна быть омыта во время омовения.
Ибн ‘Абдуль-Барр писал: «Что касается утверждения о том, что локоть также является частью руки и должен быть омыт во время омовения, то это является мнением большинства ученых. Этого придерживались Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, Абу Ханифа и его соратники, за исключением Зуфара». (См. «Аль-Истизкар» 2/23).
Языковеды разошлись во мнениях относительно того, в каком смысле используется предлог «до» (иля) в словах «Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей». («Трапеза», 6)
Так, некоторые из них сказали, что недопустимо выводить смысл предлога «до» за пределы его первоначального смысла, который всегда используется для обозначения границ и пределов, как например, в словах Аллаха: «… потом снова поститесь до ночи». («Корова», 187).
[А это значит, что, по мнению данной группы ученых, сами локти не входят в требование мыть руки до локтей, подобно тому, как в требование поститься до наступления ночи, не входит сама ночь].
Ответом на их заявление будет следующее:
Поскольку в арабском языке наряду с упомянутым значением предлога «до» допустимо его использование в значении «и» (уа), а также «вместе» (ма’а), как например, в словах Аллаха: «Не пожирайте их имущества вместе (иля) со своим имуществом». («Женщины», 2), то для конкретизации в каком именно значении данный предлог был использован в словах «…умойте ваши лица и ваши руки до локтей…» нужно вернуться к хадисам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, действия которого служат подробным разъяснением того, что в Писании Аллаха упомянуто сжато и неконкретно.
Исследовав данный вопрос через призму хадисов, мы обнаруживаем, что во время омовения, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, омывал руки до локтей, захватывая часть плечевого сустава (‘адуд).
Ну’айм аль-Муджмир рассказывал: «Я видел как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, совершая омовение, как следует помыл лицо, потом омыл правую руку, захватив при этом часть плечевого сустава, потом омыл левую руку, захватив при этом часть плечевого сустава, потом обтер голову, потом вымыл правую ногу, захватив при этом часть голени, потом вымыл левую ногу, захватив при этом часть голени, а затем сказал: «Я видел, как таким образом совершал омовение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (Муслим/246).
Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение, он охватывал водой свои локти». (Ибн Маджах. Хадис хороший /хасан/. Шейх аль-Альбани назвал данный хадис сильным благодаря совокупности его передач. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха»/2067).
Также в пользу того, что при мытье рук во время омовения необходимо захватывать и локти, свидетельствует известное шариатское правило, которое гласит: «То, без чего обязательное действие не может считаться завершенным, тоже является обязательным».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев