«Армянский народ не просто один из наследников яфетической мифологии – он был и есть старейший первовоспреемник всего рожденного общечеловеческим источником культурного наследия, верным хранителем – щедрым сеятелем и терпеливым взращивателем всей совокупности этих традиций на Востоке и Западе»
«По происхождению я не имею чести быть армянином»
«Утверждаясь в центрах европейского просвещения, в их древней и новой культурной среде, армяне не ленились основывать культурные очаги и в Передней Азии, способствуя тем самым расширению международных связей и облегчая приход сюда цивилизации»
Ещё при первых поездках в Армению Николай Марр убедился, что без учета материальной культуры не может быть восстановлена модель общественной жизни. Поэтому свой основной археологический выбор Марр остановил на Ани - столице армян эпохи Багратидов, городе, в котором скрещивались Восток и Запад.
Тысячу лет назад стена, возведенная Ашотом III, окольцовывала город Ани, защищая древнюю столицу от чужеземных нашествий. Теперь тут и там виднелись лишь полуразрушенные фрагменты сооружений и построек, над которыми со скрупулезностью ювелиров работала группа петербургских археологов.
Всего за месяц, проведенный в Ани, ученые Императорской академии наук во главе с Марром обнаружили руины сразу нескольких средневековых церквей, а фрагменты построек перевезли в Санкт-Петербург для дальнейшего изучения. Однако по возвращении в столицу Российской империи стало ясно, что работы возобновятся не скоро.
Раскопки, инициированные Императорским археологическим обществом, были приостановлены по распоряжению русских властей на Кавказе. Российские чиновники в Армении были насторожены открытиями в Ани и высказали серьезные опасения, что напоминание об этом мощном древнем государстве может пробудить в армянах неудержимое желание вернуть былое величие.
Дальнейшие работы выявили в Ани десятки церквей, сотни домов, тысячи предметов быта и драгоценной утвари. Откопанного богатства было так много, что Марр решил сразу основать здесь музей. Он открыл Анийский музей древностей, состоявший из двух небольших «департаментов», где собрал найденные украшения, оружие, посуду, камни.
Труды по истории Ани были не единственным «армянским» наследием Марра — его интересовала культура Армении в целом. Попав сюда в первый раз, он стал изучать средневековые армянские рукописи в Севане и Эчмиадзине, затем издал «Грамматику древнеармянского языка», основал серию «Памятники армянской эпиграфики» и, наконец, обнаружил первого вишапа.
В Древней Армении вишапы, высокие каменные изваяния драконов, устанавливались у всех источников воды: согласно тогдашним верованиям, они были хранителями воды. В 1909 году Марр вместе с археологом Яковом Смирновым проводили раскопки в Гарни. Там от местных жителей они услышали о каменных драконах, лежащих высоко в горах.
Для ученых, привыкших воссоздавать историю из одной строчки в запыленной рукописи, эти легенды не были пустыми сказками, поэтому они предприняли поездку к Гегамскому хребту, чтобы проверить миф на достоверность. В горах близ Севана, в яйлах, на плато, которым придавалось магическое значение, ученые нашли поваленный наземь менгир, поверх древних надписей которого был высечен христианский крест.
Это был самый первый вишап, обнаруженный в Армении. Всего за год Марр и Смирнов обнаружили еще 26 водных стражей, тем самым открыв миру одно из самых интересных явлений языческой Армении. http://www.iatp.am/culture/articles/marr.html http://www.iatp.am/culture/articles/marr.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
информация к размышьению