Пляска святого Витта - танцевальная эпидемия охватила Европу вскоре после окончания эпидемии Чумы. Ритмичные движения разом, прыжки, вскидывание рук, крики, пение, марширование до сих пор используются в управлении толпой. Например, в любых рекомендациях по организации митингов вы найдете незыблемые правила "Стоящий человек больше готов действовать, сидящий - думать", "Выступающий должен стоять выше толпы - как отец над ребенком или герой-памятник". В подобных рекомендациях Вы прочтете про "Эффект "кругом наши" - транспаранты сзади должны повторять то, что митингующий слышит со сцены" и вывод "если вы заставите людей прыгать, качаться в такт (почти транс) или танцевать - они ваши".
а Европу вскоре после окончания эпидемии Чёрной смерти. Сотни людей были охвачены исступлённой пляской (называвшейся именем Св. Иоанна, или Св. Витт. Ни с того, ни с сего они срывались с места, переходя из города в город, и, бывало, день напролёт кричали и прыгали до полного изнеможения, затем падали на землю и засыпали прямо на месте, чтобы, проснувшись, вернуться к нормальной жизни.
В "Большой бельгийской хронике" рассказывается, что в города страны "прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть".
Хореомания свирепствовала в Европе в XIV—XV веках, затем исчезла окончательно. Ученые считают, что это было "разрядкой" - так выплеснулись потрясение и ужас, вызванные эпидемией чумы, убившей миллионы человек. Но тогда необъяснимы события 17 июня 1278 года - когда около сотни человек принялись плясать и прыгать на Мозельском мосту - он обрушился и утонули в реке.
«Пляска святого Витта» — так в средневековье называли хорею Гентингтона. Это генетическое заболевание головного мозга. Среди его симптомов — непроизвольные движения рук, ног, всего туловища. Течение болезни может сопровождаться нарушением настроения, поведения, памяти и мышления.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 21
Следующая вспышка зафиксирована хронистами в 1247 году. В этом году около сотни детей, покинув свой город Эрфурт и, постоянно прыгая и пританцовывая, прошли около 20 километров и, дойдя до соседнего города Арнштадта, уснули там от усталости.
Возможно, именно этот случай настолько поразил очевидцев, что послужил основой для легенды о Гамельнском крысолове, известной широкой публике в пересказе братьев Гримм. Напомню, что в легенде говорилось о том, что саксонский город Гамельн подвергся нашествию крыс и отчаявшийся магистрат пообещал щедро вознаградить того, кто сумеет этих крыс извести.
В 1278 году около в Маастрихте в Нидерландах около 200 человек, танцуя, зашли на мост через реку Маас и мост под их тяжестью обрушился.
В 1374 году началась целая танцевальная эпидемия, начавшаяся в Ахене и охватившая многие города Германии, Восточной Франции и Фландрии.
Вот как описаны эти события в Большой Бельгийской хронике: «В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогая от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть». Свидетели также отмечают, что танцующие испытывали странное отвращение к остроконечным ботинкам и красному цвету и говорили, что тонут в «красном море крови».
Отдельные случаи происходили в 1381 году в Аугсбурге, в 1418 году в Страсбурге, в 1428 году – в Шафгаузене и Цюрихе. По сообщениям хронистов в Страсбурге «плясунов» объявили больными, их свозили в часовню святого Вита, держали под надзором и ухаживали за ними.
Наиболее полно описана вспышка, произошедшая в Страсбурге в 1518 году. Сведения о ходе эпидемии содержатся в местных хрониках, документах магистрата, а также в описании знаменитого врача Парацельса.
Поэтому магистрат приказал гильдиям плотников и кожевенников на время превратить залы своих гильдий в танцевальные залы, а кроме того были сооружены танцевальные подмостки на конном и зерновом рынках.
Чтобы поддерживать несчастных в движении и тем самым способствовать их выздоровлению, на городские средства были наняты десятки музыкантов, а также здоровые танцоры, призванные воодушевлять больных. По мнению врачей, танец должен был исчерпать себя сам. Однако вскоре окровавленные и истощенные люди стали умирать от истощения, инсультов и сердечных приступов. Согласно одному из свидетельств, умирало до 15 человек в день.
В магистрате осознали ошибочность принятого решения и пришли к выводу, что танцующие стали жертвами божьего гнева, а не перегретой крови. Подмостки были демонтированы, а музыка и танцы в городе были вообще запрещены.
Самих же одержимых связав, погрузили на телеги и отправили к часовне святого Вита, которая была расположена в горах неподалеку от городка Саверн. Путь был неблизкий: более 50 километров от Страсбурга до Саверна, далее в горы. Вогезы, конечно, не Гималаи, но все-же трудности были.
В часовне им давали маленькие крестики, а окровавленные ноги обували в красные туфли. На сами туфли монахи брызгали святой водой и рисовали кресты освященным елеем.
Самих их водили вокруг фигурки святого в сопровождении церковных песнопений. Как ни удивительно, но этот обряд достиг желаемого эффекта и в течение недели больные, как правило, выздоравливали и восстанавливали контроль над своим телом.
через несколько лет, Страсбург посетил знаменитый врач Парацельс, который, в своем трактате «Парамирум» описал эту вспышку, попробовал диагностировать эту болезнь и предложил свои методы лечения.
Он назвал болезнь хореоманией (от хореа – танец) и выделил несколько ее подвидов. Среди причин, по его мнению, была симуляция со стороны части танцующих и нарушения психики среди другой их части. Он предложил и свой метод лечения: держать заболевших на хлебе и воде в темном «неприятном» помещении, а также заставить слепить собственные фигуры из воска или смолы, перенести на них провокационные мысли и видения, а затем сжечь. Я, конечно, не психотерапевт, но мне кажется, что лечение, предложенное Парацельсом, должно быть достаточно действенным.
В Италии разновидностью «пляски святого Витта» был так называемый тарантизм. Первый случай болезни был зафиксирован еще в ХІІІ веке. Проявлялась она в том, что люди посреди сна или обычных занятий вдруг подскакивали, почувствовав острую боль, похожую на укус пчелы.
Пациенты считали, что они укушены тарантулом и, для спасения от смерти, они, взявшись за руки, танцевали. Симптомы южной болезни в целом, не очень отличались от хореомании Севера. Больные могли срывать с себя одежду, кричать, смеяться или плакать, барахтаться в грязи или показывать неприличные жесты.
Среди симптомов повсеместно отмечались спазмы и судороги. Также хореоманьяки якобы прыгали через невидимые костры, кричали, наблюдали видения, страдали от гипервентиляции и боли в груди.
Причину болезни видели в том, что в людей, совершающих эти танцы, вселились бесы или в том, что это наказание за грехи, наложенные святым Витом или Иоанном Крестителем. Поэтому, основными методами лечения был экзорцизм, то есть проведение обряда изгнания бесов священниками, обладавшими этим даром, молитвы святому Иоанну и святому Виту, в частности, паломничество в собор святого Вита в Прагу, где болезнь излечивалась путем приложения к мощам святого и усиленных молений к нему.
Некоторые современные врачи считают, что это была хорея - синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности. Есть также мнение, что эти движения являются последствиями энцефалита, эпилепсии или тифа, но все же эти состояния не могут объяснить все симптомы пляски святого Витта.
Многие исследователи ищут объяснение этого феномена в социальной сфере. По их мнению, танцевальная мания могла быть результатом стресса и напряжения, вызванного стихийными бедствиями того времени, такими как эпидемия и наводнения. Есть даже мнение о том, что все вспышки были инсценированными или стали результатом глубоких религиозных переживаний, способных вызвать экстатическое возбуждение. В общем, точный, исчерпывающий диагноз еще не поставлен.
Впрочем, танцы и ритмичные движения множества людей разом, прыжки, вскидывание рук, крики, пение, марширование до сих пор используются в управлении толпой. Например, в любых рекомендациях по организации митингов вы найдете незыблемые правила "Стоящий человек больше готов действовать, сидящий - думать", "Выступающий должен стоять выше толпы - как отец над ребенком или герой-памятник". В подобных рекомендациях Вы прочтете про "Эффект "кругом наши" - транспаранты сзади должны повторять то, что митингующий слышит со сцены" и вывод "если вы заставите людей прыгать, качаться в такт (почти транс) или танцевать - они Ваши".