Ата ибн Динар аль-Хузали, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Есть три категории людей, молитва которых не принимается Аллахом, не возносится к небесам и не поднимается выше их головы: человек, который возглавил молитву людей, а они этого не желают (молится за ним); человек проводящий заупокойную молитву (джаназа) без позволения (родственников умершего); и женщина, муж которой позвал ее ночью, а она отказала ему (в близости)»
(«Сахих» Ибн Хузеймы (№ 1518). Аль-Албани назвал иснад этого хадиса достоверным в «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (№ 485) и «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 650). Этот хадис также передаётся от Анаса через другой иснад со слов пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аль-Албани назвал иснад этого хадиса хорошим и достоверным в «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (№486).
«Человек, который возглавил молитву людей, а они этого не желают…». «Знатоки религии сказали: «Это относится к тому, кто не заслуживает быть имамом и навязывает себя людям до такой степени, что они начинают выражать недовольство тем, что он руководит их молитвой… Если он не более, чем остальные, достоин руководить молитвой, то ему надлежит учитывать мнение людей, которые должны быть довольны тем, что он будет их имамом». (Комментарий «Сунан ибн Маджа» ас-Синди, том 1, стр. 307).
«Если люди не желают этого», т.е. «они не желают, чтобы ими управлял или руководил их молитвой человек, в котором есть порицаемые по Шариату качества. Если же в нём таких качеств нет, то вина ложится на людей, которые выразили своё недовольство им. Ибн аль-Малик сказал: «Здесь имеется в виду, что люди не желают его в качестве имама из-за совершаемых им религиозных нововведений, его нечестия либо невежества в вопросах религии. Если же между имамом и людьми возникла неприязнь и вражда из-за мирских причин, не связанных с религией, то данное шариатское постановление (хукм) в отношении имама не действует».
В «Шарх ас-Сунна» сказано: «Это касается несправедливого имама. Если же он устанавливает Сунну, то порицания заслуживают те, кто выступает против него… Имам Ахмад сказал: «Если один, два или три человека не желают, чтобы он был имамом, то ему следует продолжать руководить молитвой, пока против него не выступит большинство прихода (джамаат)». («Миркат аль-мафатих шарх Мишкат аль-Масабих», том 3, стр. 865; «Тухфат аль-ахвази», том 2, стр. 288).
Имам аш-Шаукани пишет: «Исходя из вышеупомянутых хадисов, подкрепляющих друг друга, можно сделать вывод, что запрещено занимать место имама человеку, которым недовольны люди. Здесь имеется в виду, что такая молитва не поднимается выше его ушей и не принимается Аллахом. Аллах проклинает человека, поступающего подобным образом… А что касается молитвы людей, стоящих за ним, то согласно правилам фикха она является действительной». («Найль аль-Аутар», том 5, стр. 150).
Имам аш-Шафии и ан-Навави также говорили, что молитва людей позади имама, которым недовольны люди, является действительной. См. «аль-Умм», том 1, стр.187 и «аль-Маджму», том 3, стр. 276.
Если имам является нечестивцем и приверженцем религиозных нововведений, то согласно наиболее правильному из мнений учёных молитва за ним действительна.
Как сказал шейх Ислама Ибн Таймия, «сподвижники совершали пятничные и коллективные молитвы за нечестивыми имамами, и не повторяли их. Ибн Умар молился позади Хаджаджа ибн Юсуфа, а Ибн Масуд и другие сподвижники молились позади аль-Валида ибн Укбы, [наместника Куфы] который любил пить вино. Однажды, находясь в состоянии опьянения, он провёл с людьми рассветную молитву, во время которой совершил четыре раката вместо положенных двух, а потом повернулся к ним и спросил: «Не добавить ли вам?». («Сборник фетв» Ибн Таймийи, том 2, стр. 308).
Шейх Ибн Баз сказал: «Если отказ молиться за таким имамом приведёт к тому, что человек будет пропускать пятничные и коллективные намазы, то я скажу, что так поступает только приверженец религиозных нововведений, который не идёт по пути сподвижников. То же самое касается такой ситуации, когда имам назначается властями и нет шариатской причины не молиться за ним. Вам лучше молиться за ним и не отказываться от этого». («Сборник фетв» Ибн База, том 9, стр. 388).
Концовка этого хадиса побудила меня написать статью:
Почему в хадисах идет угроза жене за отказ в близости мужу? https://vk.com/uht_v?w=wall-205230881_6137 https://t.me/islam_box/2638 Советую прочитать, тем кто не читал.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев