Самая почитаемая в Сибири икона, известная также как Абалакская, Абалацкая-Знаменская. Название происходит от татарского селения Абалак (в 30 км от Тобольска). В Сказании об Абалацкой иконе сообщается о явлении в 1636 г. вдовице Марии «в легком сне» двух икон – Богоматери «Знамение» и преподобной Марии Египетской и, «аки жива суща», святителя Николая. От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя святых Марии Египетской и Николая Чудотворца. В 1636 г. началось строительство церкви, и была написана Абалацкая икона по заказу крестьянина Е. Коки (с его выздоровления и начались чудеса исцелений от иконы). Сказание об Абалацкой иконе, включающее рассказ о явлении иконы и чудесах от нее, сохранилось в двух редакциях и дошло не менее чем в 10 списках XVII – начала XIX в.
Иконографический тип – «Знамение»: Богомладенец изображен прямолично на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс (вариант «Великой Панагии»). В основе иконографии – пророчество о воплощении Спасителя («...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14). Абалацкая икона представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской, дополненный образами святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0 х 22,5 см, размер рамы 108 х 80 см. Богоматерь изображена с воздетыми к небу руками и с Предвечным Младенцем. С одной стороны от Богородицы предстоит святитель Николай Мирликийский, с другой – преподобная Мария Египетская.
Икона упоминается в месяцеслове как чудотворная. Перед ней Богородице специально молятся при расслаблении (параличе) и болезнях глаз. Особенно почитают икону в Сибирской земле, где она появилась, там же были явлены от нее чудеса и исцеления. Абалацкий образ Божией Матери почитали царственные страстотерпцы, перед ним они молились во время тобольского заключения. Первообраз не сохранился, но в XVII–XIX вв. него в Сибири было сделано много списков, которые почитаются как чудотворные. Празднование 20 июля/2 августа; 27 ноября/10 декабря.
См.: Молитвы к 145 чудотворным иконам Божией Матери / Т. Олейникова. – М.: Терирем, 2014, с. 165–169; Православная энциклопедия. Электронная версия / Под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла; Православный церковный календарь РПЦ; Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. – М.: Библиополис, 2016, с. 86–87.
© Михаил Тихомиров https://www.pravmolitva.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев