Новосельцев Григорий Петрович
Не прекращающиеся споры о казачестве и его роли в истории страны говорят о том, что эта тема не оставляет равнодушными и вызывает очень широкий спектр эмоций — от жесткого неприятия всего, что с ним связано, до восприятия его в розовых идеализированных тонах. Поэтому хочу поговорить и о цветовой палитре казаков. Изначально исторически сложились с самого начала следующие группы казаков, и развивались они параллельно. Я начинаю отсчет этого явления с Византии V века, где жители границ охраняли рубежи государства от врагов и за это были освобождены от налогов и прочих обязанностей. Затем, с принятием христианства Русью, были приняты и способы организации военной структуры, в которой нашлось место казаку в защите границ как со стороны Великой Степи, так и с запада и севера.
Еще до Великой Степи существовали казаки, которые защищали свои караваны и грабили чужие. Они именовались ушкуйниками Великого Новгорода и ушли жить самостоятельно. После окончания ига с XV века в Великой Степи на реках стали появляться тоже казаки, и они также были неоднородными. Из них можно выделить служилых русскому царю, охрану торговых путей, разбойников-пиратов, а также сходцев, тех, кто уходил по разным причинам из своих стран. Они либо жили самостоятельно, либо, при возможности, примыкали к одной из перечисленных версий казаков и чаще всего были движущей силой, направленной на разрушение страны, чем не раз пользовались враги России.
С XVIII века государство взяло под свой контроль и опеку тех, кто созидал страну, и боролось с теми, кто был против. В это время особое внимание уделялось тем, кто проявил себя как воин, деятель науки, культуры и искусств, а также монахам; ярко проявилась православная культура и святыни казачества. Смута после переворота 1917 года ярко выявила и прочие формы казачества: появились белые казаки, поддержавшие белое движение, красные — поддержавшие большевиков, и зеленые — которые воевали и с теми, и с другими и занимались просто грабежами. После победы большевиков в гражданской войне часть казаков ушла в эмиграцию.
В эмиграции им пришлось заниматься любой деятельностью, чтобы выжить, в том числе и развлекая публику фольклором и реконструкцией своей культуры, а также службой в армиях стран, которые их приняли. Во время Великой Отечественной войны эмигранты принимали участие в войне на стороне стран-союзников как в движении сопротивления Гитлеру, так и среди его сторонников. В СССР воевали красные казаки. В 1946 году большевики упразднили казачьи войска. В конце 80-х годов началось возрождение казачества под эгидой ЦК КПСС. Не удивительно, что безбожная власть проигнорировала православие казаков и отдала предпочтение фольклорно-лубочному представлению о казаках с бутафорским православием.
Как всегда в истории смут, многим захотелось, чтобы их считали казаками. Появились приверженцы предыдущих версий казаков: разбойников, бунтовщиков, но также появились и новые версии: казаконародцы, необелые, неокрасные, неозеленые. Православные казаки, но последние в своем большинстве среди потомков казаков, которые с движением возрождения не имеют желания объединяться. Странно ожидать от такой пестрой публики единства, и потому, несмотря на помощь со стороны государства, это явление, именуемое возрождением, уменьшается в числе и вызывает у прочего населения, включая потомков казачьих родов, неприязнь и отвращение.
Новосельцев Григорий Петрович
Не прекращающиеся споры о казачестве и его роли в истории страны говорят о том, что эта тема не оставляет равнодушными и вызывает очень широкий спектр эмоций — от жесткого неприятия всего, что с ним связано, до восприятия его в розовых идеализированных тонах. Поэтому хочу поговорить и о цветовой палитре казаков. Изначально исторически сложились с самого начала следующие группы казаков, и развивались они параллельно. Я начинаю отсчет этого явления с Византии V века, где жители границ охраняли рубежи государства от врагов и за это были освобождены от налогов и прочих обязанностей. Затем, с принятием христианства Русью, были приняты и способы организации военной структуры, в которой нашлось место казаку в защите границ как со стороны Великой Степи, так и с запада и севера.
Еще до Великой Степи существовали казаки, которые защищали свои караваны и грабили чужие. Они именовались ушкуйниками Великого Новгорода и ушли жить самостоятельно. После окончания ига с XV века в Великой Степи на реках стали появляться тоже казаки, и они также были неоднородными. Из них можно выделить служилых русскому царю, охрану торговых путей, разбойников-пиратов, а также сходцев, тех, кто уходил по разным причинам из своих стран. Они либо жили самостоятельно, либо, при возможности, примыкали к одной из перечисленных версий казаков и чаще всего были движущей силой, направленной на разрушение страны, чем не раз пользовались враги России.
С XVIII века государство взяло под свой контроль и опеку тех, кто созидал страну, и боролось с теми, кто был против. В это время особое внимание уделялось тем, кто проявил себя как воин, деятель науки, культуры и искусств, а также монахам; ярко проявилась православная культура и святыни казачества. Смута после переворота 1917 года ярко выявила и прочие формы казачества: появились белые казаки, поддержавшие белое движение, красные — поддержавшие большевиков, и зеленые — которые воевали и с теми, и с другими и занимались просто грабежами. После победы большевиков в гражданской войне часть казаков ушла в эмиграцию.
В эмиграции им пришлось заниматься любой деятельностью, чтобы выжить, в том числе и развлекая публику фольклором и реконструкцией своей культуры, а также службой в армиях стран, которые их приняли. Во время Великой Отечественной войны эмигранты принимали участие в войне на стороне стран-союзников как в движении сопротивления Гитлеру, так и среди его сторонников. В СССР воевали красные казаки. В 1946 году большевики упразднили казачьи войска. В конце 80-х годов началось возрождение казачества под эгидой ЦК КПСС. Не удивительно, что безбожная власть проигнорировала православие казаков и отдала предпочтение фольклорно-лубочному представлению о казаках с бутафорским православием.
Как всегда в истории смут, многим захотелось, чтобы их считали казаками. Появились приверженцы предыдущих версий казаков: разбойников, бунтовщиков, но также появились и новые версии: казаконародцы, необелые, неокрасные, неозеленые. Православные казаки, но последние в своем большинстве среди потомков казаков, которые с движением возрождения не имеют желания объединяться. Странно ожидать от такой пестрой публики единства, и потому, несмотря на помощь со стороны государства, это явление, именуемое возрождением, уменьшается в числе и вызывает у прочего населения, включая потомков казачьих родов, неприязнь и отвращение.
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2025
Свидетельство о публикации №225020301035
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев