Иркутск и Ангара до эпохи Иркутской ГЭС
Строительство плотины ГЭС разделило жизнь Иркутска на «до» и «после». Изменился ход Ангары: река остепенилась, перестала регулярно затапливать улицы. Вырос город: у плотины появились новые пронумерованные районы – поселки строителей. Байкальский тракт «уполз» подальше от воды, а железная дорога кардинально сменила траекторию. Теперь мы привычно мчим по спине плотины в автомобиле и не задумываемся, каким был Иркутск до начала ее эпохи.
Плотина действительно успокоила Ангару: до нее зимние и весенние наводнения были настоящей напастью прибрежных улиц. Описан в газетах легендарный рождественский потоп 1864 года, когда река разлилась на полверсты вширь и замерзла до весны прямо в дворах. Последний ледяной потоп был в январе 1952-го, а после перекрытия Ангары зимние половодья прекратились.
До революции у Иркутян был популярен такой вид отдыха, как катания на пароходах. Например, горожане садились на мощный пароход «Сибиряк» недалеко от памятника Александру III и на весь день отправлялись в сторону Байкала, к селу Лиственичному: дышали свежим воздухом, любовались видами. Судов было немало: двухпалубный «Работник» ходил до Мало-Разводной и Коноваловского острова в 30 верстах от города. Возили пассажиров «Иркут», «Маргарита», «Кучум» и другие.
Сильней всего изменения ощутили жители прибрежных деревень. Открытые источники сообщают, что из зоны заполнения Иркутского водохранилища переселено 17 тысяч жителей более чем 200 населенных пунктов. Одни деревни и села «отодвигались» от берега, другие исчезли. Например – Малая и Большая Разводная, находившиеся у современного микрорайона Солнечный и поселка Новая Разводная. От Тальцов и Разводных остались названия, а Щукино, Пашки и другие – только в архивах.
На момент полного завершения строительства Иркутская ГЭС по мощности была второй в стране, что позволило дать толчок в развитии промышленности.
Благодарим за фото: С. Тарасова, С. Григорьеву,
irkipedia.ru, А. Васильева, С. Филинина, ИА «irktoday»,
hydropower.ru,
architectureguru.ru#вполезренияпроект #вполезрения_иркутскиеистории
Комментарии 10