Траурная атмосфера, плачущие и горюющие люди, вид умершего — это может стать травмой на всю жизнь. Ребенку не нужно этого видеть и в этом участвовать.
В зависимости от врожденных психических особенностей ребенка реакция на утрату и столкновение со смертью может отличаться.
Например, эмоциональные, чувствительные, впечатлительные дети проваливаются в страхи и тревожные состояния. Становятся эмоционально неустойчивыми, могут устраивать истерики, плакать по малейшему поводу. У них могут зародиться различные фобии. Нередки проблемы со сном: ребенку страшно засыпать без света или в одиночестве, его мучают кошмары, может начать мочиться во сне. Может ухудшаться зрение. Такие эмоциональные дети не любят быть одни, им нужно общение, внимание, нужен чувственный отклик от окружающих. А из-за тревожных состояний они могут вообще отказываться оставаться в одиночестве даже ненадолго.
Такие дети и так от природы боятся больше остальных. В корне это всегда страх смерти — самый первый, самый глубинный, но проявляться он может любыми другими страхами — например, часто боязнью темноты. Когда ребенок взрослеет и развивается, он учится справляться со своими страхами, преобразовывать их в эмоции более высокого порядка — те, что направлены на других людей: любовь и сострадание. Но если в детстве он сталкивается со сверхстрессом, глубоким потрясением, утратой близкого, то его эмоциональное развитие может сильно отстать, и он так и не научится бороться со страхом, контролировать свои эмоции.
Есть дети внешне намного менее эмоциональные, они вдумчивые, рассудительные, задают не по-детски серьезные вопросы, выражают нестандартные, глубокие мысли, потому что уже с малых лет начинают интересоваться мироустройством. О космосе и вселенной, о времени, законах природы, о боге, о жизни и смерти и о том, что после. Им хочется понять, разобраться, как все устроено и зачем это нужно, для чего живут люди. Обычно таким детям время от времени требуется тишина. Побыть в одиночестве и покое и поразмышлять для них не проблема, а потребность и удовольствие.
Как ребенок переживает утрату картинка
Столкнувшись со смертью близкого человека, такие дети могут вести себя относительно спокойно, но утрата сказывается на них очень глубоко. Уйти в себя, отгородиться, закрыться от внешнего мира и людей — такой может быть реакция. «Если все умрут, зачем мы живем, зачем что-то делаем?» То, что раньше его интересовало, — учеба, какие-либо занятия — все начинает обессмысливаться. Апатия и замкнутость могут стать ответом на сильное потрясение.
Некоторые дети могут винить себя за то, что близкого человека больше нет. А могут и, наоборот, обижаться — как на тех, кто рядом, например за то, что допустили смерть дорогого человека, так и на самого умершего за то, что ушел навсегда.
Важно различать особенности психики ребенка, чтобы точно понимать, что именно с ним происходит, как он себя чувствует, чем это может ему грозить, как ему помочь и не навредить.
Что нужно ребенку в тяжелой ситуации
Ребенок еще не сформировался, не развился, не научился справляться с тяжелыми состояниями. Потеря близкого человека — потрясение, с которым ребенок просто не знает, как быть.
Первое, что необходимо, — это разговаривать с ребенком. Не надо думать, что он маленький и не поймет. Ему нужно, чтобы с ним это обсудили, объяснили, почему так случилось. Утешений недостаточно. Ребенку нужно иметь возможность выговориться, нужно, чтобы он понимал: что бы ни случилось, он не один, его выслушают, ему помогут справиться. Если взрослые говорят с ним, это позволяет ему чувствовать себя в большей безопасности.
Не надо думать, что разговоры о случившемся еще больше его расстроят, и пытаться таким образом щадить его чувства. Наоборот, ребенку необходимо выразить свои чувства, не переживать их внутри в одиночку. Ему нужно, чтобы окружающие признавали ценность его чувств. Ему важно, чтобы другие близкие люди делились чувствами и переживаниями с ним. Это дает психотерапевтический эффект: эмоции, разделенные с кем-то, легче проживаются, с ними легче справляться.
Связь, которая была между ребенком и умершим, разорвана, и случилось это очень болезненно. Необходимо укреплять и поддерживать чувственную связь с теми, кто остался рядом. Это не происходит быстро и легко, на это нужно время, терпение, усилия, готовность слушать и открываться самому. Но именно эмоциональная близость с любимыми людьми поможет ребенку пережить боль утраты.
Что нужно ребенку в тяжелой ситуации картинка
Спустя время, когда первое потрясение позади, хорошо устраивать вечера памяти о близком человеке. Но не как оплакивание, а, наоборот, вспоминать с любовью и благодарностью что-то хорошее о нем, светлые или веселые моменты. Собираться не в годовщину смерти, а, например, в день рождения ушедшего родственника, красиво накрывать стол, подавать его любимые блюда, рассматривать фотографии, доставать какие-нибудь вещи, которые он любил или которые с ним связаны. Сходить вместе в его любимое место или посмотреть его любимый фильм. Дать место светлой грусти, а не давящей тоске.
В дальнейшем, чтобы ребенок научился переживать потери и справляться с тяжелыми состояниями, нужно помочь ему развиваться чувственно. Чтение качественной литературы, таких книг, персонажам которых ребенок будет искренне сопереживать. И чем сильнее чувства, тем лучше, пусть чтение трогает его до слез. Трогательные фильмы — как дополнение, ведь заменить литературу они не могут, при чтении подключается воображение и многократно усиливает эффект.
Следующий этап — сострадание реальным людям. Например, вместе с ребенком собирать вещи и игрушки для детдома, посещать престарелых родственников и заботиться о них. Когда человек сочувствует другому, он намного легче переживает собственные несчастья, не зацикливаясь на них.
Боль или любовь: что ребенок ощущает от взрослых
Скорее всего, переживает из-за утраты близкого человека не только ребенок, но и другие члены семьи. То, как чувствуют и ведут себя взрослые в этой ситуации, самым прямым образом отражается на состоянии ребенка. Чем значимее человек для ребенка, тем большее влияние на него оказывает. Эмоциональное состояние родителей, особенно мамы, ребенок безошибочно считывает и перенимает.
Если близкие, значимые люди сами находятся на грани истерики, глубокого уныния или депрессии, то горевание ребенка усиливается, состояние ухудшается, выйти из него становится почти невозможным. Люди, от которых он зависит, которые призваны обеспечивать его безопасность и гармоничное развитие, не в состоянии это делать. Он остается один на один со своей болью.
Маленький, пока слабый человечек испытывает самое тяжелое переживание, он потерян, напуган, подавлен, он остро нуждается в поддержке и защите. Но ежедневно видит, например, горькие слезы матери, слышит по ночам ее рыдания, причитания, взывания к умершему, к высшей силе, ощущает, что она не способна помочь ему. Жизнь ребенка, и без того отравленная горькой утратой, превращается в кошмар наяву. Единственное, что могло бы удержать его на плаву, — поддержка близкого человека — так же тонет на его глазах, и он ничего не может с этим сделать.
Да, утрата близкого человека — это очень больно, очень тяжело, это выбивает почву из-под ног, не дает дышать, не дает жить дальше. Но как бы тяжело ни было взрослому, ребенку еще тяжелее, намного. Один, без помощи, он не справится.
Вы потеряли любимого человека, но еще один любимый человек нуждается в вас сейчас, как никогда прежде. Потому нужно как можно скорее самому справиться с болью утраты, чтобы помочь тому, кто полностью от вас зависит.
Иногда самую искреннюю любовь трудно выражать и показывать, бывает, мы этого не умеем, испытываем сложности с этим. Ради того, чтобы облегчить состояние ребенка, унять его боль, надо выстраивать отношения так, чтобы он чувствовал эту любовь, ощущал вашу поддержку и участие. Только вместе вы переживете утрату. http://векторная-психология.рф/deti/kak-rebenku-perezhit-smert-blizkogo-cheloveka/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4