Героев Стратосферы - эту улицу видит почти каждый человек, кто приезжает в Воронеж на вокзал «Придача». Магистраль расположена между авиационным заводом и Ленинским проспектом. На всем ее протяжении стоят монументальные дома, возведенные в духе сталинского ампира. На жилых строениях можно увидеть лепнину и балюстрады на фасадной части. На одном из домов находятся скульптурные панно, изображающие граждан страны: летчика, пионера, строителя, спортсмена, военного, колхозника, женщины с ребенком. Словом, улица – целая эпоха сталинских строек.
Тот самый дом со скульптурными панно расположен по адресу улица Героев Стратосферы, 13. Он был построен в 1939 году для первых инженерно-технических работников Воронежского авиазавода. Символика самолетостроителей (штурвалы) прослеживается на торцевых балконах монументального здания.
После того, как дом был заселен первыми ИТР Воронежского авиазавода, улица Героев Стратосферы стала застраиваться другими подобными жилыми зданиями. Почти все они представляли из себя образцы сталинского ампира, отличительной особенностью которого является монументальность. Она сочетает в себе элементы барокко, наполеоновской архитектуры, позднего классицизма, ар-деко, а где-то и неоготики. В 30-е годы XX века подобное направление в нашей стране было главенствующим.
Известный краевед Павел Попов в своей книге «Воронеж. История города в названиях улиц» указывает, что подобной монументальной застройке предшествовали события, связанные с мечтами советских граждан о покорении космоса. Улица Героев Стратосферы появилась после трагичного полета опытного аэронавта Павла Федосеенко.
- Это сейчас полет на воздушном шаре - увлекательное путешествие или эффектный туристический аттракцион. А в Советском Союзе вплоть до Великой Отечественной войны дирижабли и аэростаты входили в состав военно-воздушных сил. Аэронавтика считалась перспективным направлением, - пишет в своей книге Павел Попов. - В 1933 году в Ленинграде заканчивается строительство стратостата «Осоавиахим-1». Его задача — подняться на максимально возможную высоту и провести там научные исследования. Командиром экипажа назначается Павел Федорович Федосеенко (1898-1934) — опытнейший аэронавт того времени. Он воевал на дирижаблях еще в Гражданскую войну. С ним полетели бортинженер А. Б. Васенко и научный сотрудник И. Д. Усыкин. Федосеенко предупреждал об опасностях зимнего полета, однако 30 января 1934 года стратостат все-таки оторвался от земли. До этого момента никто не отваживался летать на стратостатах зимой. Экипажу удалось подняться на высоту 22 км. Так высоко еще никто не летал. После выполнения научных исследований, начался спуск. Однако оболочка стратостата обледенела, стропы гондолы оборвались и весь экипаж погиб.
Трагедия, по утверждению Павла Попова, очень сильно потрясла всех советских граждан. Они решили увековечить память о героях покорения стратосферы, назвав в их честь одну из улиц. Выбор пал магистраль в Воронеже, ведущую к авиазаводу, поскольку Павел Федосеенко был нашим земляком. Так и появилось название улицы Героев Стратосферы.
Если проанализировать историю улицы Героев Стратосферы, то станет понятно – она несет в себе отпечаток одного из самых неоднозначных периодов нашей страны, по которому до сих пор в обществе нет единого мнения. Оставшиеся монументальные здания для многих любителей старины представляют огромный интерес, поскольку в Воронеже осталось не так уж и много подобной архитектуры.
Историки же отмечают, что дворы домов на Героев Стратосферы помнят, как времена народного сплочения, так и трагичные моменты сталинских репрессий, а также Великой Отечественной войны.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
ВКонтакте – универсальное средство для общения и поиска друзей и одноклассников, которым ежедневно пользуются десятки миллионов человек. Мы хотим, чтобы друзья, однокурсники, одноклассники, соседи и коллеги всегда оставались...
212 дней линия фронта проходила через Воронеж. За это время город превратился в руины. Как следует из аналитической записки горкома, составленной весной 1943 года, «в Воронеже из 20 тысяч жилых домов уничтожено и взорвано 18 227 зданий с жилой площадью 1 237 тысяч квадратных метров; разрушено 64 километра трамвайных путей; городской коммунальный фонд уничтожен на 92 процента…» #Воронеж_великая_отечественная_война
Это первоначально был храм искусства, но отнюдь не филармония, а синематограф. Вернее, «Тауматограф». Так первоначально назвали кинотеатр. Через несколько лет его перестроили, на фасаде появились знако...
Комментарии 6