Прототип ракеты «воздух-воздух» сверхбольшой дальности AIM-174B на узле подвески F/A-18E Super Hornet. Фото: пресс-служба ВМС США
В частности, серьёзно встревоженные высокой эффективностью российских ракет «воздух-воздух» сверхбольшой дальности Р-37М специалисты в Пентагоне и Исследовательской лаборатории ВМС США (United States Naval Research Laboratory, NRL) в спешном порядке приступили к выработке контрмер, которые могли бы обеспечить паритет в потенциальных воздушных баталиях с тактической авиацией ВКС России на дистанциях более 180 — 200 км, где ракеты AIM-120D AMRAAM утрачивают все свои преимущества.
Выход был найден в переработке аэродинамической компоновки и обновлении программно-аппаратной составляющей корабельных зенитных ракет RIM-174 ERAM (SM-6) к применению с узлов подвески палубных истребителей F/A-18E/F Super Hornet, включая полную интеграцию в системы управления вооружением данных истребителей переходного поколения «4++». Работы были поручены специалистам из концерна-главного подрядчика Raytheon.
Первые опытные прототипы ракеты, получившей индекс AIM-174B, оснастили сдвинутым крылом малого удлинения с развитой хордой с целью обеспечения высокой управляемости и более оптимального распределения масс между отсеком маршевого РДТТ Mk104 и боевой части с активной радиолокационной ГСН. Импульс тяги 265 с при периоде работы 6 с обеспечивает разгон AIM-174B до скорости 4 — 4,5 М с обеспечением радиуса действия при пуске с больших высот (эшелон 12000+ м) порядка 270 — 320 км, что при перегрузках порядка 25 — 27 ед. обеспечивает данной ракете столь же высокий потенциал, как и Р-37М.
Логично предположить, что позднее данные ракеты могут быть интегрированы и в боекомплекты истребителей F-15C/E/EX, а также F-16C Block 40/50/62/70. Боевое испытание эти изделия могут пройти на украинском театре военных действий. И учитывая крайне низкие возможности бортовых РЛС APG-66(V)2, установленных на передаваемых Киеву F-16AM Block 20, целеуказание ракетам AIM-174, а также AIM-120D может быть выдано шведскими самолётами дальнего радиолокационного обнаружения Saab 340 AEW&C или американскими E-3A/B на Черноморском ТВД посредством защищённого радиоканала Link-16.
Логично предположить, что данная методика в реальности может обеспечить противнику установление паритета в воздушных боях с Су-35С и Су-30СМ2.
Также не будем забывать тот факт, что благодаря наличию активных радиолокационных головок самонаведения ракеты AIM-120D AMRAAM и AIM-174B могут быть применены в дальних воздушных боях с нашей тактической авиацией с режимом наведения на источники помех (HOJ), генерируемых комплексами РЭБ «Хибины», что не требует от экипажей F-16AM задействования полноценных активных режимов работы БРЛС.
Парировать возможности ракет AIM-174B способны такие изделия как УРВБ КС-172М с радиусом действия до 400 км, либо проектирование УРВБ на базе ЗУР 40Н6 или 9М96ДМ.
Также стоит отметить, что большее миделево сечение и наличие радиоконтрастного полотна активной радиолокационной ГСН ракеты AIM-174 ERAM доводят её ЭОП до 0,1 — 0,15 кв. м. А это значит, что бортовые радары «Ирбис-Э» истребителей Су-35С смогут обнаруживать эти ракеты на дистанции 170 — 180 км и обеспечивать перехват теми же Р-37М или Р-77−1 на дистанциях менее 100 км.
Евгений Даманцев
Подробнее:
https://eadaily.com/ru/news/2024/07/10/chem-opasen-tandem-f-16am-c-raketami-aim-120d-i-aim-174b-dlya-nashih-su-35s
Комментарии 7