В 1963 году в Югославии, в Сербской Православной Церкви в Боснии, реставраторами была обнаружена необычная икона. На доске средних размеров масляными красками изображены славянские первоучители — святые Кирилл и Мефодий.Текст на иконе гласил:«Сия икона писана зубами в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости, того же села, крестьяниным Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 год, 2 сентября».Рисунок на иконе выполнен настолько тонко и тщательно, что невольно появились сомнения в правдивости текста. Может быть, это просто ошибка или подделка? Мог ли человек, держав кисть зубами, достигнуть академического мастерства?Югославские реставраторы обратились в Государственный Архив СССР, и вскоре получили ответ, что Самарский крестьянин-иконописец Григорий Журавлев — не миф и не выдумка, а его картины и иконы признаны уникальными шедеврами и достоянием российского искусства, поскольку художник создавал свои шедевры без рук, держа кисточку в зубах.Также выяснилось, что один из шедевров Григория Журавлева хранится в Эрмитаже. Это икона Святителя Николая Чудотворца, преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму.До некоторых пор сотрудники Эрмитажа об истории этой иконы ничего не знали, да и сама икона хранилась в запасниках как «Госнаследие цесаревича» — эта надпись сделана на обратной стороне иконы, которой, естественно, никто не придавал должного значения… До тех пор, пока самарский краевед, писатель и доктор технических наук Александр Малиновский — исследователь жизни и творчества Григория Журавлева не предоставил Эрмитажу сведения о том, как эта икона оказалась у Николая II.Из интервью с Александром Малиновским:«Прежде, работая в РГАЛИ с архивами самарского губернатора Александра Дмитриевича Свербеева, я обнаружил письма к нему Григория Журавлева. В одном из них он пишет, что посылает вместе с отцом икону, выполненную по заказу губернатора. В том же архиве я обнаружил письмо Журавлева цесаревичу Николаю от 1884 года с просьбой принять специально написанную для него икону. Речь шла как раз об иконе Святого Николая Чудотворца, хранящейся ныне в «Эрмитаже». Кстати, и газета «Самарские ведомости» от 1 января 1885 года пишет о том, что Григорий Журавлев обратился к самарскому губернатору с просьбой передать икону цесаревичу. Что и было сделано, это газета подтверждает.»Сопроводил иконописец свой подарок таким письмом (сохранился его черновик, сделанный карандашом):«Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего Имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».«Цесаревич милостиво принял икону, писанную крестьянином Журавлевым, соизволил пожаловать ему единовременное пособие сто рублей из собственной Его Императорского Величества суммы», — писали самарские журналисты в 1885 году об успехе своего земляка…К концу XIX века Григорий Журавлев прославился по всей России. Написанные им образы почитались благодатными, так как были… нерукотворны.Его жизнь можно назвать подвигом, но более точным все-таки будет другое определение — она была свидетельством о чуде.Рожденный беспомощным инвалидом, сын простого крестьянина, Григорий получил в дар великий талант живописца и умение быть счастливым.Он творил во имя Бога и для людей. Григорий Журавлев появился на свет без рук и без ног, но сумел прожить жизнь радостную и полную любви. Писал иконы удивительной красоты.
По материалам группы ВК "Русские люди. Жизни. Судьбы"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев