В известной французской сказке «Красная Шапочка» волк предстает перед нами как соблазнитель легкомысленной девочки и в целом выступает как олицетворение безнравственных моделей поведения алчных и похотливых людей. В сказке Волк «съедает» не только Красную Шапочку, но и ее старую бабушку. «Добрые» лесорубы убивают «злого» Волка, рассекают ему брюхо и спасают Красную Шапочку и ее бабушку. Несомненно, в сказках – все аллегория и символ!! Вспоминая эту волшебную сказку, впервые услышанную в раннем детстве, мы может задать вопрос: «Многие ли мальчики и девочки действительно были испуганы образом коварно-игривого Волка?» Полагаю, что нет.
Недостаток объективной информации и соответствующих представлений о волках всегда с избытком восполнялся всевозможными искажениями, антропоморфизмом и переносом отрицательных человеческих качеств и отношений на нелюбимое живое существо. Подобно тому, как Иисус Христос, изгнав бесов, загнал их в стадо свиней, крестьянин в средневековой Европе очищал свой внутренний мир, наделяя волков самыми отрицательными человеческими качествами.
Вполне вероятно, что человеческое стремление наделять незнакомые племена, группы людей или животных негативными свойствами является в некотором смысле врожденным качеством. Поэтому неудивительно, что долгое время люди воспринимали волков точно в таком же свете, в каком встречали чуждые им народы и племена. Стремление к этическому прогрессу всегда создавало предпосылки для культурного, технического и экономического развития любого сообщества человеческих индивидов.
В мировой литературе существует удивительная история о том, что Святой Франциск Ассизский, демонстрируя гуманное отношение ко всему живому, заключил в городке Губбио (Италия) с Волком договор, согласно которому, тот должен был не обижать местных крестьян и не нападать на их скот. Крестьяне же, со своей стороны, должны были исправно кормить Волка, позволяя ему свободно гулять по улицам их городка. Они разрешали Волку играть с их малолетними детьми, что, вероятно, доставляло много радости и Волку, и местной детворе. Обеими сторонами соглашение «строго» соблюдалось. Жители Губбио с великим удовольствием кормили Брата Волка, а он играл с их ребятишками. Волк долго жил среди людей и умер от старости, о чем граждане сильно горевали, ибо, глядя на то, как волк прохаживался по улицам и домам, они чаще вспоминали о своих грехах и думали о добродетелях. В память об этом неслыханном событии жители Губбио воздвигли небольшую церковь, которая существует и в наши дни. Эта замечательная история может служить некоторой моделью рациональных взаимоотношений человека и живой природы.
Конкуренция за сходные пищевые ресурсы
Человек и волк на протяжении многих веков делили общие места обитания и сходные пищевые ресурсы, что часто усиливало чувства конкуренции, вражды и ненависти между ними. Вместе с тем совместное сосуществование формировало понимание необходимости сотрудничества, кооперации и мирного решения конфликтов.
Взрослые особи волков весят обычно 35 – 40 кг. Вес некоторых самцов может достигать 80 кг, что сопоставимо с весом взрослого человека. Волки – чрезвычайно мобильные и подвижные существа. В сутки они способны преодолевать расстояние до 100 км и более. Высокая подвижность позволяет крупным хищникам избегать своих естественных врагов и улучшать условия питания.
В системе сложных пищевых отношений они находятся наверху пищевой пирамиды. Около 50% их рациона составляют такие крупные звери, как бобр, олень, лось, кабан и овца (в недалеком историческом прошлом именно эти животные были главными объектами охотничьих интересов людей). В условиях дефицита пищи волки не пренебрегают и мелкими млекопитающими: зайцами, кротами, землеройками, мышевидными грызунами и др. Эти хищники избегают прямых контактов с людьми, однако случается и такое, когда нападают на них.
Важно отметить, что самое уважительное отношение к волку демонстрируют те народы, жизнь которых всегда была тесно связана с дикой природой: индейцы Северной Америки, ненцы, эскимосы, коряки, якуты и др. Народы Севера никогда особенно не жаловались на волка. Они умели жить с ним в относительной гармонии.
Однако не только разные народы, но и отдельные люди, относились к волкам по-разному. Вот два примера принципиально различных типов отношений, взятых из книг известного американского эколога Дэвида Меча.
Первый пример. Не совсем опытный охотник и его сын двигались к пастбищу оленей. Вдруг несколько молодых волчат, ожидавших всю стаю с охоты, ошибочно приняли людей за волков. Они выбежали навстречу людям, радостно виляя хвостами и издавая приветственные звуки. Отец и сын, увидев несущихся к ним навстречу волков, припали на колени и открыли стрельбу по волчьей стае. В результате чего 5 волков было убито, а остальные спаслись бегством.
Второй пример. Несколько позже в аналогичной ситуации оказались доктор Дэвид Меч (США) и его аспирант. Они также двигались к оленьему пастбищу. Несколько молодых волчат и совсем еще маленьких щенков с лаем выбежали им навстречу, ошибочно принимая людей за возвращающуюся с охоты стаю. Зная повадки волков, доктор Меч сказал своему напарнику: «Давай немного подождем и посмотрим, как много времени понадобится волчатам, чтобы выяснить, что мы не волки, а люди». Волчата подбежали к путникам на расстояние всего лишь нескольких метров, а затем, испугавшись, разбежались. Никто не погиб и не пострадал - невинная кровь не пролилась. Было бы замечательно, если бы каждый человек мог знать о поведении волков то, что знал о них доктор Меч!
Несомненно, мы можем сожалеть о гибели невинных щенков. Но можем ли мы обвинять отца и сына за то, что они открыли стрельбу, ошибочно полагая, что волки собираются на них напасть? Вопрос риторический, относящийся скорее к области экологической этики, нежели к экологии. Людям, живущим в тесном контакте с природой, присуще достаточно позитивное отношение к волкам.
Положительный образ героя материала создает американский ученый и писатель Лорец. Он рассказывает несколько историй, в которых этот зверь представляется в весьма выгодном свете. В одном из его рассказов – «Черный Волк и его отец» – рассказывается следующее.
Больного и обессилевшего мужчину, оставленного двумя женщинами умирать в глубокой яме, спасают двума волка - Белым и Черным. Во время долгой дороги в Долину Волков Белый охраняет обессилевшего человека от Черного. С помощью Белого человеку удается приспособиться к жизни в волчьей стае и стать равноправным ее участником. Окрепнув, избавившись от болезней, человек возвращается в свое родное племя. Он убивает обеих предавших его женщин, а их тела преподносит на съедение волкам. Потрясающая история, которая рассказывает больше о сущности человека, нежели о повадках «серых».
Комментарии 4