⠀
5 марта 2025 года исполнилось 85 лет знаменитому пробегу двух танков Т-34.
Легендарные советские боевые машины преодолели 750 километров пути от завода в Харькове до стен московского Кремля.
Началось всё с того, что средний танк Т-34 постановлением Комитета обороны при СНК СССР № 443сс 19 декабря 1939 года был принят на вооружение Красной армии.
Однако к весне 1940 года, когда был назначен показ боевой машины руководству страны, цикл его государственных испытаний был ещё не завершён.
⠀
К этому времени каждому из двух образцов танка Т-34, созданных на заводе №183 в Харькове, для окончания всего объёма испытаний необходимо было пройти на полигонах 2 тыс. километров.
Сделать это в срок заводские испытатели не успевали.
Волевым решением главного конструктора Михаила Кошкина было принято решение: необходимый километраж танки пройдут не на полигоне, а в ходе танкового пробега до советской столицы.
⠀
5 марта 1940 года колонна из двух танков Т-34 и двух гусеничных тягачей «Ворошиловец», один из которых был оборудован под жильё, а другой с запчастями, взяла курс на столицу.
Из соображений секретности маршрут следования был проложен в обход крупных городов и населённых пунктов, а также основных транспортных артерий.
Экипажам разрешалось пользоваться мостами в случае невозможности пересечь реку по льду или вброд, но исключительно в ночное время.
График пробега учитывал не только время движения и отдыха, но и прогноз погоды, а также расписание поездов на пересекаемых железнодорожных линиях.
При этом средняя скорость движения колонны не должна была превышать 30-35 км/ч.
⠀
Танковый пробег, в целом, прошёл удачно.
Однако в пути не обошлось без одного инцидента.
Недалеко от Белгорода, во время движения по заснеженной целине, у одного из танков сломался главный фрикцион.
Главный конструктор танка Т-34 Михаил Кошкин решил продолжать движение с одним танком.
К вышедшей из строя машине вызвали ремонтную бригаду, и она продолжила движение.
⠀
На подъезде к подмосковному Серпухову колонну встретил замнаркома среднего машиностроения Алексей Горегляд.
Исправный танк прибыл в Москву на завод № 37 на юго-западе города.
Через несколько дней пришла и вторая машина.
Во время пробега Михаил Ильич Кошкин серьёзно простудился, но от лечения отказался - нужно было завершить испытания.
В ночь на 17 марта 1940 года «тридцатьчетвёрки» прибыли на Ивановскую площадь московского Кремля.
⠀
Руководству страны будущие легендарные боевые машины понравились, после чего они были отправлены для дальнейших испытаний обстрелом различными снарядами.
По результатам обстрела было решено внести изменения в конфигурацию башни.
Предсерийные танки Т-34 успешно показали себя и на Карельском перешейке, где их испытывали на оставшихся после войны с финнами противотанковых препятствиях линии Маннергейма.
31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного Комитета Обороны о начале серийного производства танка.
⠀
В апреле 1940 года танки своим ходом отправились обратно в Харьков.
В районе Орла одна из испытательных машин опрокинулась и ушла под воду.
Помогая вытаскивать танк, Михаил Кошкин, который и так уже был сильно простужен, промок и окончательно подорвал здоровье.
Уже будучи в Харькове заболевание обострилось.
Конструктору пришлось удалить одно лёгкое.
Для реабилитации он был направлен в санаторий. Однако 26 сентября 1940 года, когда уже вовсю шло производство танка его разработки, в возрасте 41 года Михаил Ильич скончался.
Случилось это за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны.
⠀
Легендарная боевая машина создавалась в крайне сжатые сроки и непростое для страны предвоенное время. Конструктор танка, Михаил Ильич Кошкин, сделал всё от него зависящее, чтобы «тридцатьчетвёрка» прошла испытания и была принята на вооружение, пожертвовав самым дорогим – жизнью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3